Снизит ли Россия цену на газ для Украины за счет повышения для Беларуси?

"Завтра твоей страны"

Украина просит Россию продавать газ по белорусским расценкам. Могут ли договоренности между этими странами негативно сказаться на цене на газ для Беларуси? И какие опасности таят для нашей страны серьезные намерения официального Киева переключить транзит газа на себя?

Цена вопроса для Украины действительно высока. Если в прошлом году среднегодовая стоимость российского газа для Беларуси была 148-150 долларов за тысячу кубометров, то для Украины - 305,68 доллара.

Четкого ответа на свои просьбы официальный Киев пока не получил. Однако Владимир Путин обнадежил украинского коллегу Николая Азарова, что Россия готова обсуждать с Украиной возможности пересмотра цен на голубое топливо. Переговоры отложены на месяц.

Если льготы отберут, сможем ли мы конкурировать?

- Сложно предположить, чем они закончатся, - считает экономический обозреватель Татьяна Маненок. - Но если Россия пойдет на какие-то ценовые уступки, то взамен потребует политических решений, чрезвычайно важных для Российской Федерации. А именно вступления Украины в Таможенный союз или участия Украины в иных проектах СНГ.

В прошлом году Россия потеряла 14% экспорта газа и не дополучила в бюджет миллионы долларов. Интернет-сообщество уже обсуждает вопрос о том, что газовая держава может пойти на ценовые уступки Украине за счет Беларуси, снизив цену на топливо на столько, на сколько повысит ее для нашей страны.

Татьяна Маненок считает эти опасения беспочвенными. Среднегодовая цена на газ для Беларуси на 2010 год уже озвучена - 171,5 доллара за тысячу кубометров.

- Это цена очень хорошая, оптимальная, - оценивает эксперт "Завтра твоей страны". - Ранее прогнозы были более пессимистичные, речь шла о 200 долларах за тысячу кубометров. Хотя в рамках торга за контрольный пакет "Белтрансгаза" возможен возврат к цене прошлого года, но я не думаю, что это торг сегодняшего дня.

К тому же, поясняет экономический обозреватель, Беларусь имеет совершенно иные условия поставки газа

- В рамках Союзного государства импортируемый из России в Беларусь газ на 30% не облагается вывозными таможенными пошлинами, как это есть в случае с Украиной, - подчеркивает Татьяна Маненок.

Руководитель Агентства политической экспертизы Валерия Костюгова предлагает рассматривать вопрос возможного изменения стоимости газа для Украины с точки зрения того, сумеет ли грамотно воспользоваться этим преимуществом украинское правительство. По мнению эксперта, "белорусское правительство не сумело". Та разница в цене на газ, которую сэкономило белорусское государство, фактически ушла на поддержку существующей социально-экономической системы в неизменном ее виде и на поддержку крупных и мелких государственных предприятий - то есть низкой трудовой мобильности.

- Такие условия позволяли нашим предприятиям без каких-то инноваций в производстве выходить со своими товарами на внешний рынок. Но если эти льготы отберут, сможем ли мы тогда конкурировать? Ведь известно, что с Беларусью Россия заключила соглашение о поэтапном переходе на европейскую цену на газ, - подчеркивает Валерия Костюгова.

Россия создает бестранзитную систему независимо от желания Беларуси и Украины

Еще вопрос: могут ли в связи с новыми договоренностями между Россией и Украиной измениться транзитные потоки газа в Западную Европу? Не окажется ли в стороне Беларусь?

- Судя по оптимистичным заявлениям, официальный Киев всерьез настроен переключить транзит газа на себя, - считает Татьяна Маненок.

Однако не стоит забывать, что 50 процентов ведущего газотранспортного предприятия Беларуси - "Белтрансгаза" принадлежит Российской Федерации, а газопровод Ямал-Европа, который проходит по территории нашей страны - собственность России.

- Сегодня через эту трубу прокачивается 3 млрд. тонн газа в год, она работает на полную мощность. И Россия, безусловно, не будет себе во вред снижать объемы транзита газа через Беларусь, - резюмирует эксперт. – С другой стороны, Беларусь как конкурент и не вызывает опасений у южных соседей. Украина резонно опасается активного форсирования строительства Россией газопровода "Норд Стрим" - альтернативы белорусскому и украинскому маршруту по транзиту российского газа в Западную Европу.

Официальный Минск, к слову, также неоднократно заявлял, что незачем России реализовывать столь затратный проект - проще проложить еще одну нитку газопровода "Ямал-Европа". Однако рассчитывать на расширение транзитного потока через Беларусь не приходится.

- О строительстве "Ямал Европа-2" следует забыть, поскольку спрос на российский газ в мире критически упал не только из-за кризиса, но и потому, что в Америке и Европе уже делают ставку на сланцевый газ, - подчеркнул в Минске на конференции BISS "Путь Беларуси в Европе" бывший заместитель министра энергетики России Владимир Милов.

Эксперт убежден: если будет реализован "Норд Стрим" и сохранится стабильная ситуация с украинской газотранспортной системой, то в долгосрочной перспективе России уже не понадобятся новые трубопроводы.

По мнению украинского эксперта, руководителя энергетической программы Центра NOMOS Михаила Гончара, утвержденная в ноябре 2009 года новая версия энергетической стратегии России подтверждает, что шансы на расширение транзитного газового потока невелики не только у Беларуси, но и у Украины.

- Россия видит перспективы развития в стимулировании строительства энерготранспортной инфраструктуры для диверсификации рынков сбыта и направлений экспорта российских энергоресурсов на Востоке, Юге, Северо-Западе и Севере страны. В ней нет западного направления: ни Беларуси, ни Украины. - подчеркивает Михаил Гончар. – Можно спорить, насколько логичной является такая стратегия с точки зрения экономики, но это реальность, которая утверждена официальным документом. И его следует брать в расчет.

В области развития новых экспортных маршрутов приоритетная роль в российской энергетической стратегии отводится реализации проекта "Норд Стрим". Российский газ будет поступать на европейский рынок по дну Балтийского моря, минуя территорию третьих стран.

- Это свидетельствуют об одном – о желании России создать бестранзитную энерготранспортную систему, независимо от того, хотят ли Беларусь, Украина или Евросоюз в целом модернизировать и развивать существующие магистрали, - подчеркивает Михаил Гончар.

поделиться

Новости по теме

Новости партнёров