Лукашенко нужны деньги

"Независимая газета"

На этой неделе Беларусь получит последний транш кредита МВФ в размере 700 млн. долл. В мае стороны начнут обсуждение условий и размеров предоставления Минску следующего кредита.

В конце минувшей недели совет директоров МВФ завершил четвертый и последний в рамках действующей программы "стэнд-бай" обзор экономики Беларуси. "Директора отмечали, что все меры, предусмотренные программой для обеспечения макроэкономической стабильности в Беларуси, были выполнены", – сообщила журналистам постоянный представитель МВФ в Беларуси Наталия Колядина. В нынешнем обзоре, как и в предыдущих, наиболее положительную оценку получает ужесточение денежно-кредитной политики.

В то же время в части структурных реформ и внедрения рыночных элементов в хозяйственную систему Беларуси изменений недостаточно. На это намекают дипломатичные отчеты МВФ и откровенно говорят независимые эксперты. Как результат – не решается основная проблема белорусской экономики: устранение дефицита платежного баланса. По итогам прошлого года он составил 5,5 млрд. долл. Для финансового обеспечения дальнейших структурных реформ МВФ и власти Беларуси намерены принять совместную программу. По словам Натальи Колядиной, в мае Беларусь снова посетит миссия МВФ, чтобы обсудить ее условия и параметры.

Напомним, что в рамках программы, которая была утверждена в январе 2009 года, Беларусь уже получила 2,9 млрд. долл. из предусмотренных 3,6 млрд. долл. Оказавшаяся в сложных условиях из-за сокращения российских энергетических субсидий и снижения платежеспособности на внешних рынках, Беларусь смогла удержаться от рецессии только за счет внешнего финансирования.

По данным Белстата, в 2009 годау валовой внешний долг возрос на 6,9 млрд. долл., или на 45,4%. На 1 января 2010 года он составил 22 млрд. долл., что составляет 45% ВВП. Задолженность экономики банкам увеличилась на 42%, а произведенная за кредитные деньги продукция остается на складах (70% среднемесячного объема производства).

Эксперты МВФ "санкционируют" такой рост задолженности, рассчитывая, что местная экономика повысит внутренние резервы в результате реформирования, то есть внедрения рыночных механизмов. Белорусское же правительство рассчитывает, что ситуация вернется к докризисной, спрос на белорусскую продукцию на российском рынке вернется к прежним цифрам (снижение около 45%), а создание Таможенного союза позволит получать дешевые российские энергоносители.

Исходя из этого, Минск не проводит реальных реформ, а лишь имитируют их. Например, МВФ хвалит правительство за то, что оно отменило регулирование цен и не устанавливало ни на прошлый год, ни на этот предельного индекса их роста (ранее он утверждался постановлением правительства). В то же время, отсутствуя де-юре, такое ограничение присутствует де-факто – этот показатель доведен всем предприятиям страны в виде "рекомендательного".

Вместо приватизации идут лишь разговоры о ней: агентство, которое должно было заняться ее проведением, несмотря на обещания, так и не создано. Такая ситуация сохраняется практически по всем "реформированным" позициям.

Как ранее писала "НГ", Беларуси удавалось обеспечивать высокий экономический рост и сохранять при этом советскую структуру экономики за счет получения дешевых энергоресурсов из России.

Дешевый газ позволял выпускать конкурентоспособную продукцию и продавать ее на российском рынке, дешевая нефть – нефтепродукты для реализации в Европе. На этих китах и держалось белорусское экономическое чудо, не требующее внешнего финансирования.

Независимые эксперты предупреждали власти Беларуси, что ставка на чужие, а не собственные ресурсы может в долгосрочной перспективе привести к серьезным экономическим проблемам. Это и случилось, когда Россия стала повышать стоимость газа и закрыла нефтяной офшор вводом экспортной пошлины.

Усилия Лукашенко сосредоточены на том, чтобы вернуться к прежним условиям и не реформировать экономику: давление на Россию по нефтяным пошлинам, проработка поставок венесуэльской нефти и продажи тракторов и машин в эту страну.

Нынешний год – неблагоприятный для проведения реформ, неизбежно ведущий к снижению уровня жизни, так как на начало следующего года намечены президентские выборы. Никто не сомневается, что Лукашенко намерен сохранить власть.

Из-за кризиса зарплата белорусов в долларовом эквиваленте и так уже снизилась на 12% – до 350 долл. В то же время президент обещал своему электорату к концу 2010 года зарплату в 500 долл. Никаких внутренних резервов для ее роста нет.

Таким образом, ситуация в Беларуси по-прежнему зависит от России.

поделиться

Новости по теме

    Лукашенко готовится брать новые кредиты

    Президент Беларуси Александр Лукашенко своим указом увеличил лимит внешнего государственного долга на 1,5 млрд. долл. – до 11 млрд. долл. Кроме того, документ предоставил правительству право в 2010–2011 годах выпустить облигации на сумму до 2 млрд.подробности

Новости партнёров