Коридорные интриги

"Белорусы и рынок"

Логистику доставки венесуэльской нефти на Мозырский НПЗ можно было бы значительно удешевить, если бы сырье поступало по трубе, а не по железной дороге, как предполагается при поставке пробной партии в объеме 80 тыс. т.

В течение двух месяцев Беларусь и Венесуэла создадут СП (доля венесуэльской стороны - 75%, белорусской - 25%). И уже в мае, как предполагается, СП через Одесский порт (Украина) поставит по железной дороге на Мозырский НПЗ пробную партию нефти в объеме около 80 тыс. т. Оговорена возможность увеличения поставок в этом году до 4 млн. т.

Экспериментальная партия позволит отработать дальнейшую технологию транспортировки нефти из Венесуэлы, отметил 21 марта первый вице-премьер Беларуси Владимир Семашко. При этом не исключив, что в дальнейшем для транспортировки венесуэльской нефти будет использоваться трубопровод.

Если венесуэльский проект заработает, то, конечно же, поставлять нефть из Одессы в Беларусь выгоднее по трубе. По данным "БР", стоимость транспортировки нефти по железной дороге Украины обойдется в 65 USD/т - это дороже, чем доставка нефти из Венесуэлы до Одессы.

Остаемся наблюдателями

Транспортировать венесуэльскую нефть в Беларусь можно по нефтепроводу Одесса - Броды, который сейчас работает в реверсивном режиме.

Этот нефтепровод первоначально строился для прокачки легкой каспийской нефти в Европу. Первая его очередь протяженностью 674 км и мощностью 9 млн. т в год была введена в эксплуатацию в 2001 году. Но до 2004 года трубопровод не использовался, так как проект по поставкам каспийской нефти в Европу не заработал. С 2004 года трубопровод стал прокачивать российскую нефть в Одессу для последующей ее погрузки на танкеры.

Украина и страны Европы давно хотят использовать этот нефтепровод (официально он получил название Евроазиатский) по прямому назначению, чтобы иметь альтернативный существующему российскому маршрут поставок нефти.

В октябре 2007 года Азербайджан, Грузия, Литва, Польша и Украина заключили соглашение о строительстве нефтепровода Броды - Плоцк - Гданьск (Польша). Проект реализует польско-украинское международное трубопроводное предприятие "Сарматия".

Поскольку Казахстан не присоединился к этому проекту, то пока по этому нефтепроводу планируется поставлять каспийскую нефть из Азербайджана и, возможно, Туркменистана, в грузинский порт Супса на Черном море, оттуда на танкерах в Одессу и далее по нефтепроводу в Броды. От Бродов нефтепровод будет достроен до польского Плоцка с выходом на порты Балтийского и Северного морей и рынки Западной Европы. Намечено также ответвление от этой системы с северо-запада Украины в Беларусь.

Украина, Польша, Литва и другие европейские страны давно приглашают Беларусь стать участником проекта. Речь идет о его расширении в направлении прибалтийских стран путем подключения к нему белорусского нефтепровода "Дружба".

Технологическая возможность для реализации использования этой трубы в аверсном направлении есть. Нефтеперекачивающие станции нефтепровода "Дружба" позволяют оперативно и с небольшими затратами обеспечить прокачку нефти в обратном направлении - для этого при необходимости может быть выделен один из двух трубопроводов коридора Броды - Одесса.

Но пока официальный Минск остается сторонним наблюдателем в данном проекте.

К аверсу не готовы

А. Лукашенко, комментируя эту тему в интервью азербайджанскому информационному агентству Trend News в ноябре 2009 года, еще раз повторил тезис о том, что для Беларуси очень важно диверсифицировать поставки углеводородного сырья. "Россия - дружественная нам страна, но мы не можем зависеть только от одного поставщика", - сказал он.

По его словам, белорусская сторона просчитывает маршрут поставки нефти через Украину по нефтепроводу Одесса - Броды.

"Мне кажется, этот вариант возможен, и абсолютно без проблем мы можем поставить в Мозырь очень качественную каспийскую нефть. Конечно, надо иметь в виду, что это будет вторжением в уже оформившийся рынок. Здесь государства уже давно торгуют, сложились определенные связи, это процесс непростой", - отметил А. Лукашенко.

Однако, сказал он далее, решать вопрос о поставках каспийского углеводородного сырья Беларусь будет исходя из экономической целесообразности. "На сегодняшний день пока экспортная цена азербайджанской нефти высоковата. Не складывается экономика на другом конце этой трубы - на нефтеперерабатывающих заводах, - отметил А. Лукашенко, добавив далее: - Но это пока".

Белорусская сторона просчитывает эти варианты, "и как только мы договоримся и это экономически будет выгодно, то немедленно начнем реализовывать этот проект", сказал А. Лукашенко.

Время пришло?

Сенсационные заявления о масштабных поставках венесуэльской нефти в Беларусь подстегнули разговоры о том, что в ближайшее время нефтепровод Одесса - Броды может быть запущен в аверсном режиме.

Эксперты отмечают, что аверс нефти по нефтепроводу Одесса - Броды возможен, но не ранее конца 2011 - начала 2012 года, после ввода в строй российского трубопровода БТС-2.

Сейчас "Транснефть" торопится поскорее завершить строительство нефтепровода, альтернативного белорусской "Дружбе". Строительство БТС-2 началось в июне 2009 года и идет с опережением графика, в результате труба мощностью 50 млн. т может быть сдана уже в конце 2011 года, а не в III квартале 2012-го, как планировалось. Пресс-служба "Транснефти" в начале марта сообщила, что линейная часть БТС-2 будет построена уже до конца 2010 года.

Это означает, что Россия переведет нефть, идущую по маршруту Одесса - Броды, на новое направление.

Эксперты отмечают, что БТС-2, по сути, заменит существовавший с 60-х годов трубопровод "Дружба", в результате чего страны Центральной Европы - Венгрия, Словакия, Чехия - окажутся под угрозой сокращения и прекращения поставок нефти. Тогда у Украины и стран Европы появится только одна возможность получения нефти с Черного моря - через трубопровод Одесса - Броды.

Как сообщила газета "Ведомости", недавно президент компании "Транснефть" Николай Токарев пожаловался вице-премьеру РФ Игорю Сечину на нехватку сырья для заполнения нефтепровода Бургас - Александруполис.

Этот трубопровод от болгарского черноморского порта Бургас до греческого Александруполиса на Эгейском море длиной 280 км и мощностью 35 млн. т в год задуман как альтернатива танкерным перевозкам через проливы Босфор и Дарданеллы, которые контролирует Турция. Россия, Греция и Болгария договорились построить трубу в 1995 году и собирались пустить ее в 2005-2006 годах. Но проект так и не заработал. Сейчас Россия ждет решения Болгарии, поскольку ее новое правительство заявило, что должно все заново проанализировать.

В 2009 году Россия также решила присоединиться к трубопроводному проекту Самсун - Джейхан. Однако российские эксперты отмечают, что на обе трубы нефти не хватит, к тому же одновременно "Транснефть" строит БТС-2 и ВСТО-2. Даже если предположить, что балтийский трубопровод будет заполнен нефтью с других направлений (порт "Южный" и одна из веток "Дружбы"), то оставшиеся проекты все равно потребуют 130-150 млн. т новой нефти, то есть до 30% роста. Такой прирост добычи нефти в РФ труднореализуем.

Очевидно, что в этой ситуации БТС-2 может представлять реальную угрозу и для Беларуси, поскольку Минск может потерять не только объем транзита российской нефти. Возникает риск, связанный с загрузкой отечественных НПЗ российским сырьем.

Заместитель министра энергетики РФ, президент института энергетической политики Владимир Милов в ходе конференции Белорусского института стратегических исследований (Литва) "Путь Беларуси в Европе" отметил, что ситуация в энергетической сфере уже через 2 года изменится кардинально.

По словам В. Милова, это связано с тем, что к этому времени Россия построит БТС-2. "Есть абсолютно точная стратегическая установка: закрывать нефтепровод "Дружба", перебрасывать объемы, которые сегодня транспортируются по нему, на новые направления - прежде всего БТС-2. Так будут разгружаться те объемы нефти, которые поставляются сейчас в украинские порты, польский Гданьск. Но и Беларусь это затронет непосредственно", - заявил В. Милов.

В перспективе, по его словам, Беларусь может ожидать то, что произошло с Литвой, которая после продажи своего НПЗ польской компании осталась без российской нефти.

Новая ситуация создаст для России дополнительный рычаг влияния на Беларусь.

Имитация диверсификации

Может быть, Беларусь заранее спрогнозировала эти риски и потому озаботилась альтернативными поставками нефти?

Однако пока всерьез о нефтяной альтернативе говорить не приходится, ведь речь идет о давальческой нефти из Венесуэлы.

Весьма сомнительно также, что Беларусь в ближайшее время присоединится к проекту "Сарматия". Этот шаг может лишить ее льготных поставок российской нефти в объеме 6,3 млн. т.

Об этом президент РФ Дмитрий Медведев предупредил А. Лукашенко в ходе январской переписки. "Ожидаем, что белорусская сторона не будет предпринимать действий, направленных на конкуренцию с российскими поставками нефти (таких, например, как поставки белорусской нефти на Кременчугский НПЗ, изъятый у российского собственника в результате рейдерского захвата, а также возможное участие Беларуси в проекте "Сарматия", - говорится в письме.

Не случайно В. Семашко упомянул и о возможном варианте транспортировки венесуэльской нефти из прибалтийских портов. "Понятно, что нам ближе транспортировать нефть с Балтики. Данная тема тоже обсуждалась, но на это требуется время", - сказал он.

Это означает, что четкой стратегии в отношении развития отечественной нефтяной отрасли, диверсификации нефтяных поставок и загрузки НПЗ у Беларуси пока нет.

Тем не менее осознание неотвратимости повышения цен на энергоресурсы до мировых, а также замаячившая на горизонте тревожная перспектива столкнуться с дефицитом российской нефти вследствие реализации РФ собственных проектов развития нефтяной отрасли и альтернативных коридоров транспортировки сырья заставили Минск спешно действовать. Хотя сомнительно, что цена вересуэльской "альтернативы" действительно просчитана.

поделиться

Новости по теме

Новости партнёров