В Беларуси запретят половину маршруток

TUT.BY

Через три месяца в Беларуси количество маршруток может сократиться в два раза. По словам источника, близкого к правительству, сейчас готовится новый законодательный акт, который поставит жирный крест на микроавтобусах без заводской сертификации. В масштабах страны это может означать сокращение количества маршруток на 35-50%.

По словам специалистов, именно от 35 до 50% маршруток, которые сегодня перевозят белорусов, - это микроавтобусы, переоборудованные из грузовых в пассажирские. А это значит, что первоначально такой транспорт предназначался не для перевозки граждан, а для перевозки грузов. В нем не предусматривался полный комплект элементов безопасности пассажиров в соответствии, например, с европейскими стандартами - поручни, индивидуальные ремни безопасности. Кроме того, в случае с переоборудованными из грузовых в пассажирские микроавтобусами гарантия на них как бы поделена между производителем самой маршрутки и компанией, которая занималась переоборудованием.

"Те машины, которые когда-то переоборудовались непонятно где, кем и как, допускались к эксплуатации без вникания в тонкости процесса переоборудования и, соответственно, возможных последствий этого. Практически никого не интересовало, что за сиденья стоят, откуда они, как прикреплены, - никто не рассчитывал прочность крепления, никто не смотрел на опрокидываемость автомобиля. Сегодня уже ситуация несколько изменилась, требования к переоборудованию ужесточены, но старые маршрутки-то до сих пор "бегают", - рассказал TUT.BY о возможной причине появления запрета на эксплуатацию микроавтобусов без заводской сертификации Сергей (имя изменено. - Авт.), занимавшийся некогда переоборудованием маршруток. - Сегодня процедура переоборудования утверждена законодательными актами в Беларуси, которые предусматривают наличие разрешения от производителя, проведение определенных испытаний и после них получение одобрения типа транспортного средства, - так называется белорусский сертификат, который дает право постановки на учет микроавтобуса в Беларуси".

Даже наличие жестких требований со стороны завода-производителя транспортных средств к переоборудованию на территории Беларуси, а также не менее жесткие испытания транспортных средств для выдачи сертификата одобрения типа транспортного средства оставляют место для "недобросовестных маневров". А уже "масштаб" этих маневров задает заказчик такого переоборудования, желающий сэкономить то на сиденьях, то на фальшполе, то на креплениях. По словам Сергея, "махинации" начинаются, как правило, уже после того, как изнашивается оборудование, поставленное во время переоборудования и ранее прошедшее сертификацию. "Люди сами пытаются ремонтировать, клепать, паять, чтобы не тратить лишние, как им кажется, деньги. Мол, и объем перевозок упал, и расходы возросли. И вот тогда появляется скотч у крепления сидений, какие-то непонятные саморезы, которые ну никак не могут быть надежней заводских креплений", - рассказывает специалист.

В отделе сертификации мобильных машин органа по сертификации продукции, услуг, систем управления "ПОЛИТЕХ-СЕРТ" Научно-исследовательской части Белорусского национального технического университета, который и занимается выдачей национальных сертификатов, нам сообщили, что наличие заводской сертификации у владельца микроавтобуса, позволяет лишь быстрее пройти процедуру получения одобрения типа транспортного средства, принятую в Беларуси. От испытаний не освобождается никто, заверили нас. При этом заведующий отделом Анатолий Лукьянчук отметил, что информация о количестве ежегодно получаемых одобрений типа транспортного средства, а также о количестве заявок, подаваемых на "национальный сертификат качества" является конфиденциальной и разглашению не подлежит.

О масштабах последствий возможного запрещения к эксплуатации маршрутных такси без заводской сертификации взялась судить Вера Блинова, представитель частного транспортного унитарного предприятия "Алмаз Алтолайн".

- Многие перевозчики пострадают, - с тревогой в голосе говорит Блинова. - Почти все микроавтобусы, которые сегодня перевозят пассажиров в Минске, переоборудованы из грузовых. У меня у самой один такой микроавтобус, он переоборудован в Беларуси на специальной фирме. А у коллег - ситуация другая. Есть и такие, у кого весь парк машин - только переоборудованные.

В управлении контроля транспортной деятельности Транспортной инспекции Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь нам сообщили, что в Беларуси сегодня в качестве маршруток эксплуатируется около шести с половиной тысяч транспортных средств. А по данным УП "Белтехосмотр", в 2009 году было выдано 16 440 разрешений на допуск к участию в дорожном движении транспортным средствам категории M2 (автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более 8 сидячих мест, помимо сиденья водителя, и массой менее 5 тонн). Это значит, что были выданы разрешения более восьми тысячам транспортных средств (маршрутки проходят ТО два раза в год). Далеко не все маршрутки проходят гостехосмотр с первого раза. Так, микроавтобус 2007 года выпуска приезжал на диагностическую станцию в Пинске четыре раза, пока не устранил неполадки тормозной системы, а автовладелец микроавтобуса прошел гостехосмотр в Могилеве только с пятого раза. Контролеры качества транспортных средств, УП "Белтехосмотр", отмечают, что внешнее состояние маршруток, а также состояние салона этого транспорта оставляет желать лучшего. В первую очередь наличие таких проблем связывают с интенсивностью эксплуатации маршрутных такси. "Вместе с тем их владельцы явно недостаточно уделяют внимания поддержанию в опрятном состоянии. Скорее, на первом месте желание как можно больше заработать", - сообщили TUT.BY в УП "Белтехосмотр". В числе других причин, по которым некоторые белорусские маршрутки не получают разрешение на допуск к участию в дорожном движении: неисправности рулевого управления, плохо отрегулированные фары, неисправности тормозной системы, отсутствие огнетушителя, аптечки, знака аварийной остановки.

Что же касается позиции потенциальных инициаторов возможного запрета на эксплуатацию маршруток без заводской сертификации, которыми могли бы стать ГАИ или Министерство транспорта и коммуникаций, там нам сообщили, что пока такой информации к ним не поступало. А потому и говорить более подробно о возможных причинах такой законодательной инициативы не стали. Хотя тут стоило бы вспомнить не только почти ежедневные поездки каждого из нас в гремящих переполненных маршрутках, где держаться можно иногда только за воздух, но и, например, недавнее возгорание микроавтобуса на одной из диспетчерских станций Минска.

поделиться

Новости по теме

Новости партнёров