Нестабильная стабильность

"Белорусы и рынок"

Нестабильная стабильность

Избежать экономического спада Беларуси удалось за счет роста внешних заимствований.
Валовой внешний долг РБ в 2009 году вырос в 1,5 раза - до 22.029,9 млн. USD, а отношение долга к ВВП увеличилось в 1,8 раза - до 46%. Основной рост долга обеспечили заимствования государства.


Финансовый кризис в целом затронул Беларусь в меньшей степени, чем соседние страны, но за стабильность пришлось дорого заплатить: сохранение ВВП и рабочих мест было обеспечено в основном за счет использования средств, одолженных за рубежом.

Внешний долг правительства и субъектов хозяйствования Беларуси в 2009 году увеличился на 6,9 млрд. USD (45,4%) и достиг 22 млрд. USD. При этом увеличились и золотовалютные резервы (международные резервные активы в национальном определении), но в гораздо меньшей степени - на 2,3 млрд. USD, до 6 млрд. USD.

Таким образом, 4,6 млрд. USD, одолженные за рубежом, были потрачены на поддержку экономики. Это составляет примерно по 500 USD на каждого жителя Беларуси, которые рано или поздно придется отдавать.

Кредиты берет правительство

Структура заимствований Беларуси в 2009 году в целом улучшилась: краткосрочная внешняя задолженность увеличилась на 19,6% - до 9.895,6 млн. USD, а долгосрочная выросла значительнее - на 76,4%, до 12.134,3 млн. USD.

В наибольшей степени в 2009 году увеличились долги органов государственного управления и органов денежно-кредитного регулирования - на 36,9 и 798,5%, достигнув 4.924,1 млн. и 3.862,6 млн. USD соответственно. В целом государственный долг вырос в 2,2 раза - до 8,786 млрд. USD. Основной вклад в рост долга внесли кредиты МВФ, величина которых на сегодняшний день составляет около 3,44 млрд. USD (2,8 млрд. USD на конец 2009 года).

Задолженность других секторов экономики (без учета банков) в 2009 году выросла меньше, чем долги государства: на 21,9% - до 8.933,2 млн. USD. Предприятия сумели получить средства за рубежом, несмотря на финансовый кризис. Однако структура данной задолженности по срокам погашения значительно ухудшилась. Объем долгосрочной задолженности за год практически не изменился (рост - всего 0,9%) и составил 1.616,9 млн. USD, тогда как сумма краткосрочной задолженности увеличилась на 27,8% - до 7.316,3 млн. USD. Это еще одно отрицательное следствие кризиса для белорусских финансов.

Коммерческие банки в 2009 году увеличили размер внешнего долга на 15,3% - до 3.533 млн. USD. Долгосрочный долг вырос на 17,3% - до 1.876,3 млн. USD, а краткосрочный - на 13,2%, до 1.676,7 млн. USD.

Сумма прямых инвестиций (межфирменного кредитования) в 2009 году выросла всего на 5,3% - до 757 млн. USD.

Таким образом, в 2009 году государство по величине заимствований за рубежом вплотную приблизилось к корпоративному сектору, а в настоящее время с учетом получения четвертого транша кредита МВФ, по-видимому, уже стало крупнейшим должником.

Перспектива удвоения

По мировым стандартам внешний долг Беларуси является еще довольно незначительным, однако он имеет тенденцию к очень быстрому росту. В текущем году он уже поднялся на величину последнего транша кредита МВФ - 662,9 млн. USD, и это только начало. Чего стоят соглашения с Китаем, в соответствии с которыми КНР собирается предоставить Беларуси льготный кредит на 1 млрд. USD и готова вложить инвестиций еще на 5,7 млрд. USD. Можно вспомнить и о 9 млрд. USD, которые Беларусь хочет получить на строительство атомной станции.

Если все эти планы осуществятся, то это может привести к увеличению внешнего долга страны в течение ближайших двух лет примерно в 2 раза.

При этом ВВП страны в долларовом выражении, скорее всего, снизится, так как в текущем году возможно ослабление белорусского рубля на несколько процентов, а в следующем не исключена и более значительная девальвация. Это означает, что внешний долг страны вполне может превысить ВВП уже в 2011 году.

Нестабильная стабильность

Долг платежом красен

Правда, при этом выплаты по государственному внешнему долгу еще пару лет будут находиться на довольно умеренном уровне. Так, 3 млрд. USD внешнего долга Беларуси составляют кредиты России, полученные на весьма выгодных условиях. В 2008-2009 гг. был получен стабилизационный кредит в размере 1,5 млрд. USD (из обещанных 2 млрд. USD) сроком на 15 лет с отсрочкой начала возврата основного долга на 5 лет, по ставке LIBOR плюс 3% годовых. Кроме того, в связи с повышением стоимости энергоносителей в декабре 2007 года Россия предоставила Беларуси кредит также на 1,5 млрд. USD на 15 лет с пятилетней отсрочкой начала погашения, по ставке LIBOR плюс 0,75% годовых. То есть только в 2013 году придет пора возвращать долги. Их обслуживание с каждым годом будет обходиться Беларуси все дороже, так как по мере завершения финансового кризиса начнется и рост ставок LIBOR от нынешнего почти нулевого уровня.

Долгосрочным (на 7 лет) является и кредит Венесуэлы в размере 0,5 млрд. USD, полученный в конце 2008 года.

Что касается долгов субъектов хозяйствования, которые носят в основном краткосрочный характер, то особого беспокойства они не вызывают, так как это долги, возникающие вследствие текущей деятельности субъектов хозяйствования. То есть пока экономика растет, они также, скорее всего, будут только увеличиваться. Но риски есть и здесь: если государство каким-то образом попробует свернуть деятельность в некоторых сферах бизнеса, то оно может столкнуться с выводом капитала из Беларуси.

Наибольшее беспокойство вызывает в настоящее время кредит МВФ. Его возвращение фактически начнется в 2011 году, когда долг должен снизиться на 382,7 млн. USD. Основные выплаты по возврату долга приходятся на 2012 и 2013 годы - 1,7 млрд. и 1,4 млрд. USD соответственно. Это серьезные суммы для Беларуси, поэтому правительству уже сейчас надо думать, где взять ресурсы на это, так как сальдо внешней торговли в эти годы все еще должно оставаться отрицательным. Оптимальным на сегодняшний день выходом из данной ситуации кажется рефинансирование долга, то есть привлечение новых кредитов, в том числе и самого МВФ.

В целом пока (в течение года-двух) внешний долг не кажется серьезной проблемой для Беларуси. Проблема в том, как используются средства, заимствованные за рубежом. Правительство и Национальный банк надеются на то, что деньги будут вложены в окупаемые проекты, которые через несколько лет обеспечат положительное сальдо внешней торговли и позволят рассчитаться по кредитам. К сожалению, оценить реальность данных надежд в настоящее время вряд ли возможно, так как ситуация не только в Беларуси, но и за рубежом выглядит слишком неопределенной. Вызывает беспокойство то, что у руководства Беларуси нет ясно сформулированной программы развития экономики, в связи с чем создается впечатление, что заимствования осуществляются в расчете на авось. Может, пронесет, а может, и нет.

поделиться

Новости по теме

Новости партнёров