Беларусь наращивает долговой груз

www.udf.by

Сообщение о размещении облигаций внешнего займа Республики Беларусь, опубликованное на сайте Сбербанка Российской Федерации в марте этого года, вызвало бурное обсуждение данного проекта.

Размещением белорусских еврооблигаций занимаются, помимо Сбербанка РФ, Deutsche Banc AG, BNP Paribas, Royal Bank of Scotland . Оценка перспектив реализации заимствования средств за рубежом основывалась на информации, почерпнутой с сайта Министерства Финансов Республики Беларусь.

По информации, размещенной там, государственный долг страны равен 16,5% по отношению к внутреннему валовому продукту (в абсолютных цифрах-7,9 млрд. долларов), что исходя из методики, применяемой Международным Банком реконструкции и развития, указывает на надежность страны-заемщика. Соотношение долга государства и его ВВП считается свехрисковым при достижении 50-ти процентной отметки, когда возникают риски неуправляемых процессов в экономике и угроза дефолта. Положительным можно считать тот факт, что размещением долговых обязательств занимаются ведущие банки Европы.

Землячество трейдеров и инвесторов Республики Беларусь Академии трейдинга Masterforex-V постоянно мониторит ситуацию в экономике страны и проводит независимый анализ происходящих в ней процессов. Выводы о ситуации с государственным долгом страны и надежностью размещения инвесторами средств в долговые обязательства белорусского государства опубликованы в новостной ленте интернет - журнала Биржевой лидер, и, существенно отличаются от мнения других экспертов.

Дмитрий Францевич, руководитель Землячества, отмечает, что при проведенном анализе использовалось другое понимание государственного долга и, в связи с этим, другие цифры задолженности. Минфин РБ оперирует понятием госкредита, являющегося составной частью государственного долга, что было подтверждено чиновником министерства. В разделе "Спец. стандарт распространения данных" министерского сайта размер госдолга равен 10,6 млрд.$, а исходя из данных, предоставленных Национальным Банком РБ – совокупный внешний долг государства достигает 22,03 млрд.$. Столь разительное отличие приводимых официальными источниками данных заключается в следующем:

Министерство Финансов РБ указывает цифру в 7,9 млрд.$, что является правительственным долгом, цифра в 10,6 млрд.$ представляет собой долг правительства и кредиты, гарантированные им к возврату.

22,03 млрд.$ являются общим долгом страны, включающем в себя обязательства государства, банков, предприятий.


Оценочные суждения экспертов в прессе используют наиболее узкое понимание государственного долга, что приводит к искаженным выводам о надежности еврооблигаций РБ.

Дополнительным фактором, снижающим кредитоспособность страны, выступает планируемое привлечение внешних кредитов от МВФ. С учетом того, что минимальный объем еврооблигаций планируется в размере полумиллиарда долларов, а ближайшие кредитные поступления от МВФ и ВБ составят 0,67 млрд.$ и 0,25 млрд.$ соответственно, государственный долг вырастает до цифры в 23,45 млрд. долларов. Сопоставив имеемый размер долговых обязательств(22,03 млрд.$) и валового внутреннего продукта(47,8 млрд.$)- получаем значение, близкое к критическому (46%-по методике МБРР).Правительство ведет переговоры с международными финансовыми организациями о новых займах, неизвестен объем размещения облигаций в России.

C учетом уже запланированных и возможных заимствований, Беларусь может оказаться не в состоянии обслуживать и гасить госдолг, что неизбежно приведет к дефолту. Уже сейчас можно предположить рост долговых обязательств до суммы в 23,45 млрд.$. Для эффективных инвестиций необходимо учитывать показатели платежеспособности государства, в чью экономику или долговые обязательства планируется размещение средств. Опять используя методику МБРР (соотношение объема платежей по внешним долгам к объему экспорта товаров и услуг - не должно быть выше 25%), получаем позитивную тенденцию в платежеспособности страны.

Однако на фоне других негативных показателей, таких как отрицательные значения платежного баланса, рост долгов государства, а также сокрытие информации по использованию заемных средств нивелируются показатели небольшого роста ВВП и неплохое значение платежеспособности республики.

Основные нагрузки по обслуживанию и выплате долга лягут  на бюджет Беларуси через несколько лет, что приведет к ухудшению экономических показателей государства. Интерес к облигациям займа можно было бы повысить опубликованием информации о предполагаемом использовании привлеченных средств. Учитывая то, что ранее полученные заемные деньги шли не на реконструкцию экономики, а на латание бюджетных дыр - следует признать возможность неэффективного последующего распоряжения привлеченными средствами.

Все вышеозначенное позволяет сделать вывод о непривлекательности белорусских еврооблигаций для инвесторов – отмечается в анализе Землячества Беларуси.

поделиться

Новости по теме

Новости партнёров