Государство заставит всех оплатить пенсию сполна

"Завтра твоей страны"

В Беларуси одновременно говорят о стабильности пенсионной системы и о настоятельной необходимости ее реформы. Если раньше поколение работающих кормило пенсионеров, то теперь трудоспособная часть общества не может прокормить и себя. Тем временем расходы Фонда социальной защиты населения с учетом ожидаемых доходов в этом году сокращены на 1,5 трлн рублей.

В Министерстве труда и социальной защиты разрабатывается пакет законопроектов, предусматривающих структурные изменения в пенсионной системе. Документы должны быть представлены в правительство в декабре текущего года.

– Пакет законопроектов предусматривает в том числе переход к исчислению пенсий из объема пенсионных взносов работника (введение условно-накопительных счетов). Эта мера направлена на совершенствование национальной пенсионной системы, - цитирует БЕЛТА замминистра труда и социальной защиты Валентину Королеву.

Суть предложений Минтруда - регистрация взносов в каком-либо фонде на индивидуальном лицевом счете работника. Однако эти взносы не являются реальными деньгами. Кроме того, в Беларуси уже существует система персонифицированного учета работающих граждан, частично выполняющая функцию условно-накопительной системы.

Выходит, механизм финансирования пенсий особо не меняется. А условные деньги, между тем, в период перемен и кризисов становятся весьма уязвимыми.

С точки зрения независимого эксперта, бывшего министра труда Александра Соснова, предложения чиновников – лишь заявление о намерениях, в то время как давно назрела необходимость реформ в экономике и пенсионной системе.

– Речь пока идет о перекладывании средств из одного кармана в другой. Главный вопрос сегодня – хватает ли средств в Фонде социальной защиты. Скорее всего, он испытывает не лучшие времена. Большие проблемы у экономики, деньги брать неоткуда. У многих предприятий нет средств на выплату зарплаты,- констатирует эксперт.

В этом году расходы Фонда социальной защиты населения с учетом ожидаемых доходов сокращены на 1,5 трлн рублей.

Действующий в Беларуси пенсионный тариф - один из самых высоких на постсоветском пространстве. Но снизить страховую нагрузку более радикальным образом не представляется возможным, поскольку из собираемых взносов финансируются пенсии практически четверти населения страны. А в ближайшие годы ожидается приток получателей в пенсионную систему.

Беларусь уже более 15 лет живет в условиях депопуляции. Однако при уменьшении общей численности населения экономика пока не испытала негативных последствий этого процесса. И только потому, что в течение названного периода росли численность и доля трудоспособного населения. Все изменилось в 2008 году, когда число лиц трудоспособного возраста начало сокращаться. Этот процесс будет длиться не менее 15-20 лет.

Валентина Королева сообщила также, что в рамках работы по совершенствованию национальной пенсионной системы прорабатываются подходы к перераспределению обязательной страховой нагрузки между работодателем и работником. Над этим сейчас работает межведомственная группа в составе представителей министерств труда и соцзащиты, финансов, по налогам и сборам, экономики.

– Перераспределение страховой нагрузки между работодателем и работником будет способствовать не только снижению экономической нагрузки на работодателя, но и в целом повышению рейтинга Беларуси в сфере ведения бизнеса, – считает замминистра труда.

В свою очередь, Александр Соснов замечает:

– Они стыдливо намекают, что надо установить связь между размером взносов и будущей пенсией. Сейчас пенсионные отчисления формируются следующим образом – из зарплаты работника вычитается 1%, а наниматель из своих средств отчисляет 29% фонда заработной платы. Будет ли это действительно накопительная система, трудно сказать. А увеличение налогов для населения – мера всегда непопулярная.

Между тем, для действенной накопительной системы нужны так называемые «длинные деньги». Это означает, что часть средств, оставленных в фонде, не "проедается", а работает, растет. Для этого требуются структурные изменения в экономике страны.

Александр Соснов отмечает – если раньше поколение работающих кормило пенсионеров, теперь трудоспособная часть общества себя не может прокормить.

– Нерентабельность производства, не проведенные вовремя реформы теперь дают горькие плоды, - говорит бывший министр труда.

Эксперт не видит однозначного решения проблемы.

– Существует, например, даже такое мнение, что надо отменить пенсию, чтобы решить демографическую проблему, - говорит Александр Соснов. - Это означает, что люди будут вынуждены заводить много детей, чтобы иметь в старости надежду на достойную жизнь. В конце концов, государственные пенсии платили не всегда. Им чуть более 50 лет. Во многих странах нет и теперь пенсий, как например, на Ближнем востоке. Брошенных стариков там также практически нет.

Действительно, Закон о государственных пенсиях появился в СССР в 1956 году и расширил круг лиц, имеющих право на пенсию. Колхозникам стали платить пенсию только с 1964 года.

На зависимость стабильности работы пенсионной системы и числа работников указывала ранее "Завтра твоей страны" начальник отдела развития пенсионной системы Министерства труда и социальной защиты Татьяна Погонышева:

- Если работников очень мало, то совершенно не важно, сколько у вас денег. Если не будет никого, кто бы создавал ВВП, вы просто погибнете во мраке и холоде, сколько бы денег на руках у вас не было.

Пенсия – это хорошо, но необязательно,- считает Александр Соснов. – Если человек получает достойную зарплату, чтобы часть ее откладывать в каких-то фондах или на банковских счетах, он сможет обойтись и без пенсии. Для этого, правда, он должен уметь принимать самостоятельные решения, в том числе финансовые.

Экономист исследовательского центра Института приватизации и менеджмента (ИПМ) Александр Чубрик убежден, что любом случае необходимо вводить второй уровень пенсионной системы, когда человек в течение трудовой жизни отчисляет средства на свою будущую пенсию.

- Эти деньги работают, соответственно, затем из этих сбережений платится пенсия, - поясняет Александр Чубрик.

Повышение возраста, о котором в последнее время тоже часто говорят в Беларуси - лишь откладывает решение проблемы.

По мнению экспертов "Завтра твоей страны", эта мера является эффективной, если происходит одновременно с введением системы обязательного пенсионного накопления. Если повышается пенсионный возраст, и работает накопительная система, получается, что количество нынешних пенсионеров уменьшается. Это "разгружает" пенсионный фонд.

По такому пути: накопительная пенсия вместе с повышением пенсионного возраста пошли страны Центральной и Восточной Европы и Балтии. При этом пенсионная реформа проводилась параллельно с реформами в других сферах экономики, в частности, финансового рынка. Пока же начисление пенсий в Беларуси носит распределительный характер и в определенной степени уравнивает пенсионеров. Материальное неравенство среди них гораздо меньше, чем среди работающих людей.

Во всем мире нет абсолютно однозначных доводов в пользу накопительной или солидарной пенсионной системы. У каждой из них есть преимуществ и недостатки. Основное достоинство накопительной системы заключается в том, что огромные суммы денег привлекаются для развития национальной экономики, потому что эти деньги инвестируются в национальное развитие. Это то, что наблюдалось в Латинской Америке, в Чили, которая первой ввела принципы накопительной пенсионной системы еще в 1970-е годы.

Но для стран СНГ в этом случае, по мнению координатора по вопросам старения Департамента по экономическим и социальным вопросам штаб-квартиры ООН Александра Сидоренко, есть одно очень серьезное осложнение -- рынок финансовых бумаг здесь практически не развит, не существует канала инвестирования этих денег в национальную экономику, не говоря уже о том, чтобы выйти на международный валютный рынок. Для этого необходим очень высокий уровень интеграции экономики и финансовых институтов в международные системы.

Справка Затвра твоей страны

На 1 июля в Беларуси различные виды пенсий получали 2 млн. 453,9 тыс. граждан. В январе—июле среднемесячный размер пенсии по возрасту составил 408,9 тыс. рублей, минимальный размер пенсии по возрасту — 230,8 тыс. рублей. Реальный размер пенсии по возрасту в январе—июне по сравнению с аналогичным периодом 2008 года уменьшился на 1,7%, хотя в соответствии с прогнозом он должен был увеличиться на 14%.

Средняя пенсия у мужчин в Германии — 1391 евро, у женщин — 1115 евро, в Польше – 500 евро.

поделиться

Новости по теме

Новости партнёров