У ветерана войны конфисковали автомобиль

"Зеркало недели"

Белорусские властные структуры всегда (к сожалению) отличались некоторым однообразием приемов и прямолинейностью. Связано это, скорее всего, с тем, что, в общем-то, генеральную линию в этой стране определяет один человек, а остальные (опять-таки, к сожалению) выполняют роль флюгера, не всегда успевающего за ветром.

Отсюда расхождение между словами президента Александра Лукашенко и делами определенных структур. Сегодня мы попытаемся на конкретных примерах эту разницу показать.

Беларуси почти всегда не хватало денег. А с наступлением глобального экономического кризиса эта нехватка стала катастрофической, несмотря на постоянные публичные заверения главы государства о том, что кризис коснулся Беларуси меньше, чем других государств.

В погоне за кредитами и инвестициями власть пошла даже на утверждения о том, что страна твердо стала на путь рыночной экономики и демократических преобразований. Под эти заверения были получены многомиллиардные валютные кредиты от МВФ, России и других "денежных источников".

Но ведь любые кредиты нужно в конце концов отдавать, поэтому поиски источников пополнения бюджета не прекращаются ни на минуту. Причем проверенными средствами. Одним из них стала… конфискация. Ну что ж, каждое государство выбирает свои способы пополнения бюджета… Случай, о котором мы сегодня расскажем, как говорится, "из ряда вон…".

Задолго до празднования 65-летия Великой Победы президент Лукашенко не раз публично заявлял, что ветераны, принесшие стране победу, это золотой фонд нации, что они достойны не только всяческого уважения, но и всемерной поддержки. И, конечно же, каждый из слушавших эти слова был согласен с ним. Но…

Письмо президенту Республики Беларусь:

"Уважаемый Александр Григорьевич!

Я, Леонид Шевченко, гражданин Украины, проживаю на территории Эстонии с 1976 года и работаю директором по строительству в акционерном обществе К-МОСТ… Прошу посодействовать в решении инцидента, произошедшего 8 мая 2010 года на таможенном посту "Новая Гута". Дело в том, что я отвозил своего тестя — ветерана Великой Отечественной войны, которому 87 лет, на празднование 65-летия Великой Победы в Украину на автомобиле, принадлежащем фирме, в которой я работаю.

7 мая, при въезде на территорию Беларуси через таможенный пункт "Каменный лог", я заполнил все бумаги, которые мне давались, и проехал с разрешения сотрудников пункта (объяснения прилагаются). Но оказалось, что таможенники, пропускавшие автомобиль в Беларусь, не дали мне декларацию, которую нужно было также заполнить. В результате на таможенном посту "Новая Гута" нас всех высадили из машины и составили протокол изъятия транспортного средства.

Здравому смыслу подобная ситуация не поддается: ведь как можно официально разрешить въезд через один таможенный пункт, а на другом — отобрать автомобиль. Ведь никакого вреда или ущерба Республике Беларусь нанесено не было. Но, как сказали сами таможенники, это не первый подобный случай…"
.

Действительно, наша газета уже писала о том "разгуле конфискаций", который существовал по отношению к гражданам Украины, причем без достаточных оснований. Но тот случай, о котором идет речь сегодня, поражает своим цинизмом, проявлением двойных стандартов, неуважением к собственному президенту, заявившему на весь мир о трепетном отношении к ветеранам Великой Отечественной войны. А поскольку этот инцидент не единственный в нынешнем году (вряд ли стоит сейчас все их перечислять), то можно смело говорить о "второй волне конфискаций" в Беларуси по отношению к гражданам Украины.

Конечно, посольство Украины в Беларуси приняло все надлежащие меры: консул Украины Николай Канцер сразу же после получения сведений о происшедшем связывался с таможенным пунктом "Каменный лог", но там работники отказались от сотрудничества с консулом, ответив, что такая машина вообще не въезжала в Беларусь. В чем же все-таки причина?

За последнее время отношения Украины с Беларусью значительно улучшились. Об этом свидетельствуют активные и плодотворные встречи президентов Виктора Януковича и Александра Лукашенко, значительное расширение правовой базы для межгосударственных отношений.

Достаточно упомянуть ратификацию белорусским парламентом Договора о государственной границе, который "пролежал на полке" целых 13 лет, ратификацию нескольких межправительственных соглашений, в том числе об упрощении порядка проезда через территорию Беларуси специалистов и грузов, необходимых для создания нового укрытия для реакторов на ЧАЭС, и об организации приграничной ярмарочной торговли товарами, произведенными национальной промышленностью. Казалось бы, пограничники обеих стран понимают улучшение ситуации, а вот таможенники…

Недавно заместитель председателя Государственного таможенного комитета Беларуси Василий Дементей выступил с пространным заявлением о том, что ГТК усиленно готовится к работе в условиях единого таможенного пространства в рамках Таможенного союза РБ, РФ и Казахстана. "В связи с этим… нас очень беспокоит вопрос незаконного ввоза товаров из третьих стран… мы ожидаем поставки в Беларусь товаров без таможенного оформления в обход законодательства" (конец цитаты). А далее, по мнению заместителя председателя ГТК, с 1 июля 2010 года ГТК понадобятся… новые складские помещения и точки реализации конфиската, который с новой силой хлынет в страну.

Так вот, оказывается, где собака зарыта — нужно не заниматься профилактикой, не ставить заслон незаконному ввозу товаров, а просто нещадно их конфисковывать, пополняя бюджет страны. А коль Украина не желает вступать в Таможенный союз, то и к ее представителям следует относиться с "особым вниманием", как, впрочем, и ко всем, не участвующим в этом мероприятии.

На сегодняшний день, по проверенным данным, уже арестована одна вьетнамская автомашина, две эстонские и две украинские. Так что здесь уже, пожалуй, стоит говорить о разбитых лбах в процессе молитвы, ибо, выполняя указания председателя ГТК господина Шпилевского, который на одной из пресс-конференций с гордостью называл триллионы белорусских рублей, перечисленные в бюджет (в значительной мере — за счет конфиската), его подчиненные забывают простую истину, что "лучше хороший сосед, чем плохой родственник".

И зря забывают! Ведь многовековая (хотя и очень непростая) история сосуществования трех славянских государств показывает абсолютный приоритет добрососедства, тем более — в сложной экономической ситуации. Ведь если украинские перевозчики и покупатели в Евросоюзе подержанных авто решат объезжать Беларусь стороной, то ее таможенники из-за отсутствия нормальных таможенных платежей потеряют гораздо больше, чем приобретут за счет пиратского отношения к гражданам других (тем более дружественных) стран.

Хочется надеяться, что письмо гражданина Украины Леонида Шевченко все-таки дойдет до адресата и президент Беларуси объяснит своим подчиненным ряд простых истин, одну из которых мы изложили в этом материале: "Даже плохой мир лучше хорошей войны". А уж добрый сосед — тем более, и на этой оптимистической ноте позвольте закончить.

поделиться

Новости по теме

Новости партнёров