Британские пиарщики поставили на поток отмывание имиджа диктатур

новостной портал www.UDF.BY

Расследование газеты The Guardian показало, что с некоторых пор Лондон стал мировой столицей довольно сомнительного бизнеса: британские PR-компании специализируются на "отмывании имиджа" репрессивных и коррумпированных режимов и достигают в этом большого успеха, сообщает BFM.RU. Клиентами британских пиарщиков становятся политики из африканских стран, Шри-Ланки, Казахстана, России и Саудовской Аравии.

"Коммуникационные советы" дают режимам, которые обвиняются в систематических пытках, коррупции и цензуре и которые подвергаются критике международных организаций. Стоимость контракта за эти "советы" порой доходит до 2 миллионов фунтов. Весь же объем услуг британской PR-индустрии оценивают в 7 миллиардов фунтов; по данным Ассоциации пиар-консультантов (PRCA), "отмывание имиджа" иностранных правительств и политиков — растущий сегмент этой индустрии.

Даже президент Судана Омар Башир, которого международный суд обвиняет в геноциде, через посредников связывался с двумя британскими компаниями с просьбой помочь ему улучшить имидж.

Одна из ведущих компаний в этой области Chime plc, которую возглавляет бывший советник Маргарет Тэтчер лорд Белл, половину своего дохода в 67 миллионов фунтов в прошлом году заработала на зарубежных контрактах — рост более чем на треть по сравнению с предшествующим годом.

Член палаты общин Пол Фаррелли (Paul Farrelly) отмечает, что все чаще PR-агентства работают не с физическими лицами, а со странами. По мнению парламентария, всякий уважающий себя профессионал должен задать себе вопрос: тот ли это режим, на который мне стоит работать?

Так, например, компания Bell Pottinger (входит в Chime plc — udf.by) отказалась работать с суданским президентом, когда получила соответствующее предложение. Однако та же компания занята улучшением имиджа правительства Шри-Ланки, которое обвиняют в бесчеловечных бомбардировках мирного населения во время войны с тамильскими сепаратистами в 2009 году.
Компания Chime plc работает с правительством Замбии — страны, где, как предполагают, скрываются виновные в массовом геноциде в соседней Руанде. Нынешние руандийские власти с помощью британских консультантов существенно улучшили имидж страны, где несколько лет назад были уничтожены сотни тысяч человек. Сейчас Руанда ассоциируется у западных туристов не с горами трупов, а с редкими гориллами, посмотреть на которые любители живой природы приезжают со всего света.

Заметим, что и пользующийся репутацией "последнего диктатора Европы" Александр Лукашенко прибегает к услугам английских пиарщиков. Улучшить имидж белорусского президента на Западе взялся "крестный отец британского пиара" лорд Тимоти Белл. Стоимость его услуг (как и то, из чьего кармана они были оплачены) не раскрывалась, однако сам лорд Белл после заключения контракта с Беларусью сообщал, что в ближайшие годы собирается заработать миллионы.

Директор лондонского пиар-агентства "Идея-22" Вальтер Ксешински, комментируя ранее "Народной Воле" заключение контракта с господином Беллом, рассказал, что формы и методы пиар-кампании зависят от того, "выездным" или нет является клиент-президент. К "невыездным", каким до недавнего времени был и Лукашенко, применяется "схема Саддама Хусейна" для завоевания симпатии и поддержки Запада. По словам Ксешински, посредники, прикрывавшиеся вывеской гуманитарных организаций, выискивают политических, общественных деятелей, членов парламента или конгресса, которые, кто за деньги, кто за ответные услуги, соглашаются посетить с "неофициальным дружеским визитом" необходимую страну.

"С помощью подобных визитов создается видимость "прорыва международной изоляции". Об укреплении "дружеских связей" с Великобританией будут писать ваши газеты. Серию статей на тему "Чунга-Чанга, чудо-остров, жить на нем легко и просто" я гарантирую в британской прессе за дополнительную плату. Главное для британских газет — хороший информационный повод", — сказал пиарщик.

Солидная репутация лондонских СМИ — это одно из их конкурентных преимуществ, уверены британские пиар-специалисты. По их словам, то, что пишется в англоязычной прессе, оказывает определяющее влияние на создание мировых репутаций. Как раз во время сотрудничества с лордом Беллом белорусский президент дал интервью таким известным медиа, как The Finacial Times, The Wall Street Journal, The New York Times, Reuters. В это же время на страницах белорусской прессы и экранах телевизоров появился Коля Лукашенко. Поговаривают, что идею показать "батьку" заботливым отцом подкинул опять же английский лорд. И, видимо, он не зря проедал свои миллионы: за время годового контракта отношения Лукашенко с ЕС заметно потеплели. В октябре 2008 года главы МИД стран ЕС впервые приостановили на полгода действие визовых санкций для белорусского президента и еще 35 государственных чиновников. Лукашенко даже получил приглашение на саммит ЕС по программе "Восточное партнерство", который состоялся в Праге в мае 2009 года.

Правда, лорд Белл не сумел выполнить одно из своих обещаний — результаты парламентских выборов 2008 года в Беларуси Запад так и не признал.

В июле 2010 года новым имиджмейкером Беларуси стал руководитель британского PR-холдинга "Хантсуорт" лорд Питер Селвин Гаммер Чадлингтон. Ему, пожалуй, предстоит задача посложнее: пиарщик должен улучшить имидж всей Беларуси в глазах иностранных инвесторов. Лорд выступил по государственным белорусским телеканалам и заявил, что поможет белорусскому правительству в проведении приватизации.

Мнение о том, что в Беларуси очень тяжело работать, до сих пор распространено на Западе, заявил в интервью изданию "Свободная пресса" руководитель аналитического центра "Стратегия" Леонид Заико. Виной тому "сложность бухгалтерского учета, большие налоговые нагрузки, постоянные проверки. Бизнесмены в этой стране говорят, что над ними иногда просто издеваются. А к иностранным инвесторам — повышенный спрос. Им, как правило, запрещают сокращать штаты, требуют больших инвестиций в предприятия после покупки здешних активов. Действительно, инвесторы не идут в эту страну по объективным причинам".

По мнению эксперта, миссия может оказаться для лорда Чадлингтона невыполнимой.

— Какого бы уровня ни был специалист, проблем здесь так много, что их не решить пустыми словами и обещаниями, — считает Леонид Заико.

Сработает ли британская "имидж-прачечная" на этот раз?

поделиться

Новости по теме

Новости партнёров