Что необходимо знать водителю во время поездки в неблагоприятных условиях

"Народная газета"

В последнее время погодные условия, мягко говоря, не радуют. То изнуряющая жара, то неожиданный ливень, а кое-где и с градом. Шалят и ураганы со шквалистым ветром. И хотя в отличие от пешехода у водителя есть крыша над головой, езда в дождливую погоду таит в себе немало опасностей. Своевременное принятие верного решения поможет избежать возможных неприятностей.

Начало дождя — самое опасное время. В этот период резко снижается коэффициент сцепления колес с дорогой. Когда дождь только начинается, он не смывает, а лишь скатывает в шарики дорожную пыль вместе с мельчайшими камушками, частицами резины от покрышек, битума, превращая эту смесь в отличную смазку. Увеличивается опасность заносов и сносов осей автомобиля, увеличивается тормозной путь.

"В этот период необходимо плавно снизить скорость, чтобы избежать заноса, — говорит начальник службы профилактики и пропаганды безопасности дорожного движения спецподразделения ДПС "Стрела" МВД Беларуси Евгений Лапец.— Ведь в такой ситуации тормозной путь увеличивается вдвое. Через некоторое время дождь смоет образовавшуюся пленку, и сцепление шин с дорогой станет лучше. Примерно такая же опасность возникает и сразу после дождя, пока асфальт не высохнет".

Когда из-за прослойки воды исчезает пятно контакта шин с дорогой, что ведет к потере сцепления колес с дорогой, появляется опасность аквапланирования. Оно обычно проявляется при езде по залитому водой асфальту на скорости свыше 60 км/ч или при торможении юзом даже по неглубокой пленке воды и нередко приводит практически к полной неуправляемости.

Главными факторами, определяющими скорость, на которой возникает этот эффект, являются глубина лужи, вес автомобиля, тип резины, ширина покрышек и степень износа резины.

При торможении юзом колесо перестает вращаться и отвод воды резко снижается. Подвох аквапланирования заключается не только в потере управляемости. Водитель по инерции пытается бороться с заносом и скорректировать траекторию "плывущей" машины. Но, поскольку отсутствует сцепление с дорогой, подобные действия выглядят бессмысленно. Кроме того, выезд из лужи на вывернутых колесах закончится резким и быстрым заносом, но теперь уже при высоком коэффициенте сцепления. Такой занос может привести к опрокидыванию.

— Важно правильно рассчитать скорость движения исходя из условий шоссе и видимости, — считает Евгений Лапец. — Особенно при выполнении поворота. Лихачество в таких случаях может стоить не только автомобиля, но и жизни. Достаточно наехать колесом на гладкий и скользкий участок асфальта, и машина, войдя в юз, вылетит на обочину.

Надо учитывать, что сложными погодные условия являются для всех участников движения. Спасаясь от дождя, на дорогу может выскочить пешеход, или водитель двигающийся впереди машины резко затормозить. Чтобы неожиданность не привела к аварии, следует прочувствовать дорогу и выяснить, как поведет себя автомобиль на таком покрытии. Можно попытаться на свободном участке немного притормозить или слегка ускориться, естественно, не создавая при этом проблемы для других водителей.

Без лысой резины

Экономия на шинах может оказать водителю медвежью услугу. Изношенные протекторы нередко становятся причиной серьезных ДТП. При езде на лысой резине в дождь в сложной ситуации не поможет даже опыт. Лучшее, что можно сделать в таком случае, это двигаться на маленькой скорости, не делая резких маневров. И больше не искушать судьбу — не скупиться и заменить резину.

Кстати, в сложных ситуациях наиболее эффективными являются шины с мелким узором протектора. Дело в том, что густо расположенные каналы мелкого узора успевают отбрасывать попадающую в них воду и гребень шины во время дождя прилегает к почти сухой дороге.

В дождь или при проезде луж проблему могут создать и мокрые тормозные колодки. Чтобы подсушить их, надо немного проехать, слегка притормаживая. Тогда вода быстро испарится.

Ночной экран

При езде в дождь по ночной дороге следует учитывать, что капли на стекле приобретают функцию линз, преломляющих свет, и могут ослепить водителя. Отсвечивающий экран образуют мощные потоки дождя при их освещении. Лучше подкорректировать фары так, чтобы свет от них не шел вверх.

Чистые стекла

При выборе щеток-стеклоочистителей следует обращать внимание на то, чтобы их поверхность была ровной и при установке плотно прилегала к ветровому стеклу. "Слепых" мест при работе щеток оставаться на стекле не должно. Надо учитывать, что вода плохо смывает со стекла жирные пятна, остатки насекомых и прочую грязь. При отсутствии хорошей стеклоомывающей жидкости стекло можно протереть спиртом или мылом. Лобовик могут забрызгать и проезжающие мимо автомобили. Здесь уже ставка делается на хорошую работу щеток и качество омывающей жидкости.

Деревянный ветер

В последнее время ураганы становятся у нас частым явлением. А это значит, что на дороге в самый неподходящий момент могут оказаться доски, куски шифера, ветки и поваленные деревья. Здесь все зависит от внимательности и реакции водителя. Главное, чтобы выбранный скоростной режим позволял остановиться в необходимый момент.

Советы бывалых

Вода не виновата


В дождь начинать тормозить надо гораздо раньше и на тормоз нажимать плавно. Это позволит другим водителям заметить маневр и вовремя сбросить скорость.

Если машину повело, не надо делать резких движений: тормозить или лихорадочно выкручивать руль. Из-за этого авто пойдет юзом. Лучше перестать газовать и плавно нажать на тормоз.

Не следует пользоваться круиз-контролем. Во многих моделях автомобилей он не адаптирован к сырой погоде, поэтому, если его включить, машина начнет вести себя, как на сухой дороге.

Надо ездить с включенным ближним светом, а лучше с противотуманками.

Если из-за ливня не видно впереди идущих машин, не лишним будет припарковаться где-нибудь в тихом месте и подождать улучшения погоды.

Приближаться к попутным и встречным автомобилям нужно с включенными щетками стеклоочистителей.

Нужно быть готовым, что при проезде по луже на высокой скорости вода может залить зажигание.
Большие лужи лучше объезжать. В них могут быть открытые канализационные люки, булыжники или вязкая грязь, застряв в которой очень трудно выбраться.

Можно пристроиться за какой-нибудь машиной на безопасном расстоянии и ехать как за поводырем.

Скорость автомобильного потока в дождь в среднем составляет 40—50 км/ч.

При остановке надо обязательно включать аварийную световую сигнализацию. Так другим участникам дорожного движения будет легче заметить ваш автомобиль.Парковать автомобили лучше подальше от старых больших деревьев, так как есть опасность их падения при урагане.

поделиться

Новости по теме

Новости партнёров