Страсти по ГУАМ

"Независимая газета"

Сообщение об участившихся контактах лидеров Грузии и Молдавии с белорусским президентом Александром Лукашенко оживило дискуссию по проблемам европейской безопасности.

В газетных комментариях приглашение Лукашенко посетить Тбилиси связывают с планами президента Грузии Михаила Саакашвили и исполняющего обязанности президента Молдавии Михая Гимпу возобновить деятельность организации ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдавия), пригласив к участию в ней Беларуси. Высказывались предостережения, что, если официальный Киев не будет уделять ГУАМ должного внимания, остальные участники могут попытаться обойтись без Украины.

Специфика момента обусловлена обострением в российско-белорусских отношениях. Едва ли не впервые Москва открыто продемонстрировала готовность содействовать смене власти в Беларуси.

Однако Лукашенко пока удавалось избежать изоляции и получать поддержку из самых различных источников. Сокращение поставок российской нефти по льготным ценам согласилась компенсировать Венесуэла.

Краткосрочный заем на погашение газовых долгов перед "Газпромом" был получен в Азербайджане. В случае получения кредита на 1 млрд. долл. в Китае белорусский президент рассчитывает обеспечить уровень бюджетных расходов до ожидающихся в скором времени президентских выборов.

Проявленный к Лукашенко интерес со стороны лидеров Грузии и Молдавии обусловлен ситуативными факторами. Хотя еще недавно Александра Лукашенко называли последним диктатором Европы, охлаждение его отношений с Кремлем пытаются использовать как элемент в более широкой информационной игре и политическом торге с Россией. Впрочем, не стоит исключать и возобновления западного заказа на деятельность ГУАМ.


Недавнее подписание российско-германского меморандума (05.06.10) о создании Комитета Россия–ЕС по вопросам внешней политики и безопасности многие на Западе были склонны рассматривать как признак готовности России к уступкам, включая возможность вывода военного контингента из Приднестровья.

В Тбилиси также надеются, что нехватка технологий и финансовые проблемы России раньше или позже могут привести к пересмотру статуса Абхазии и Южной Осетии и отказу от поддержки их независимости. Идея пригласить Беларусь в ГУАМ призвана удержать Минск от сближения с Москвой, включая возможный пересмотр полноправного участия в ОДКБ и Таможенном союзе, а также предотвращение признания независимости Абхазии и Южной Осетии.

Впрочем, ни Грузия, ни Молдавия не делают в ГУАМ погоды. Позиции Украины (инициатора создания организации) и экономически самодостаточного нефтедобывающего Азербайджана куда более важны и весомы. Но полномасштабные переговоры Виктора Януковича с Ильхамом Алиевым состоятся лишь осенью, в ходе официального визита президента Азербайджана в Украину.

На деле о расширении организации речи, разумеется, не идет, хотя Саакашвили и Гимпу склонны придавать своим инициативам и демаршам гипертрофированное значение, предсказывая изменение "геополитического расклада" на постсоветском пространстве.

Принятый в 2006 году Устав ГУАМ требует, чтобы прием нового члена в состав организации решался консенсусом на заседании Совета глав государств по представлению Совета министров иностранных дел. Членство в ГУАМ государства, нарушающего положения устава или "систематически не выполняющего обязательства" по международным договорам и документам, заключенным в рамках ГУАМ, может быть приостановлено, а затем и прекращено.

Решение об исключении из состава организации может быть принято Советом глав государств ГУАМ по принципу "консенсус минус один голос".

Впрочем, Устав ГУАМ предусматривает и возможность восстановления членства в организации, а также предоставление статуса наблюдателя, который может быть предоставлен государству или международной организации, проявляющим интерес к сотрудничеству с ГУАМ и разделяющим его цели и принципы. Этот формат отношений с ГУАМ гораздо лучше подходит для Беларуси, поскольку не создает противоречий между требованиями Таможенного союза и положениями зоны свободной торговли в рамках ГУАМ.

Проведение громких идеологических кампаний не входит в интересы нынешней политической власти Украины. Делая основной упор на экономику, официальный Киев намерен акцентировать внимание на расширении торговли и инфраструктурных проектах. Впрочем, начатый при участии стран ЕС проект поставок азербайджанского природного газа в Грузию с последующим экспортом сжиженного газа в страны Причерноморья также представляет для Киева интерес, как, впрочем, и замороженный проект достройки нефтепровода Одесса–Броды, вокруг которого в свое время формировалась экономическая составляющая многосторонних отношений Украины, Азербайджана, Грузии и Польши.

Предполагается, что главы МИД стран ГУАМ проведут совещание в рамках сессии Генассамблеи ООН в Нью-Йорке – впервые после длительного перерыва, обусловленного внутренними и международными противоречиями. Несмотря на негативную оценку действий грузинского руководства во время конфликта в сентябре 2008 года, официальный Киев не склонен ни девальвировать значение ГУАМ как возможного механизма регионального взаимодействия, ни придавать ему характер антироссийского политического инструмента.

И хотя для Азербайджана, Грузии и Молдавии проблема территориальной целостности и решения вопросов, связанных с локальными конфликтами, остается приоритетной, с украинской точки зрения организация ГУАМ может иметь устойчивую перспективу лишь в том случае, если ее приоритетом станет поиск взаимоприемлемых общих интересов стран-участниц в целях обеспечения стабильных основ экономического и политического развития.

Важным направлением могло бы стать использование различных региональных и межрегиональных механизмов диалога с основными принципиальными партнерами, декларированное, но так и не реализованное членами ГУАМ с самого начала существования этой структуры в качестве консультативного форума, объединения, а затем и организации.

поделиться

Новости по теме

Новости партнёров