Беларусь зальет водкой весь мир

"Ежедневник"

Правительство поставило перед производителями водки и ликеро-водочной продукции фантастические задачи по росту экспорта, обязав их за оставшиеся четыре месяца 2009 года и 2010 год увеличить экспорт в 30 (!) раз.

В 2005 году правительство утвердило программу развития организаций Беларуси, осуществляющих производство алкогольной продукции. Программа была рассчитана на 2005–2010 годы и ориентировалась главным образом на увеличение экспорта белорусских водки и ликеро-водочных изделий.

Согласно документу с 2004-го по 2010 год Беларусь должна была увеличить экспорт своей продукции в 15 (!) раз с 59,4 до 894 тыс. дал в год. Во многом такие амбициозные планы были составлены благодаря хорошим показателям экспорта алкоголя в 2005 году, который в сравнении с 2004 годом увеличился в 2,6 раза, достигнув показателя 157,4 тыс. дал.

План развития отрасли на 2005–2010 годы был утвержден лишь в сентябре 2005 года, поэтому разработчики, видя хорошие показатели текущего периода, взяли и умножили их на шесть, решив, что такой же рост должен быть и во все последующие годы. В итоге в 2010 году Беларусь должна была уже экспортировать водки и ликеро-водочных изделий в размере 894 тыс. дал. Однако реальность внесла свои коррективы в эти планы. В последующие годы экспорт белорусского алкоголя хоть и рос, но весьма незначительно.

В конце 2008 года Комитет госконтроля провел масштабную проверку того, как реализуется план развития отрасли и подготовил разгромный доклад на эту тему. Как констатировал председатель КГК Зенон Ломать, программа, утвержденная в 2005 году, хронически не выполняется. Так, по итогам 2008 года экспорт водки и ликеро-водочной продукции едва превысил 240 тыс. дал, в то время как по плану должен был составить 624 тыс. дал. При этом производство этой продукции ежегодно превышало плановые на 40–50%, но она не шла на экспорт, а реализовывалась на внутреннем рынке. По мнению КГК, производители, видя хорошую конъюнктуру на внутреннем рынке, фактически не предпринимали никаких активных попыток для выхода на внешние рынки.

"Не приносит должных результатов и участие предприятий-изготовителей алкогольной продукции в многочисленных международных выставках. Например, Климовичский ликеро-водочный завод в 2007–2008 годах участвовал в 16 выставках. Завод завоевал 11 золотых, 4 серебряные и 5 бронзовых медалей плюс другие награды. Однако все эти достижения не способствовали увеличению объема экспорта", – констатировал КГК.

После разгромного доклада Зенона Ломатя производители стали ждать корректировки плана развития организаций, производящих водку и ликеро-водочные изделия в части уменьшения задания по экспорту в соответствии с реальной ситуацией на рынке. Однако правительственная корректировка документа несколько обескуражила.

Согласно новой редакции плана с 2005-го по 2010 годы экспорт водки и ликеро-водочных изделий должен уже увеличиться не в 15 раз, как планировалось ранее, а в 159 раз (!) – с 59,4 тыс. дал в 2004 году до 7645,5 тыс. дал в 2010 году.

Какими средствами это будет достигнуто, в постановлении Совмина ничего, к сожалению, не сказано. Правительство лишь установило, что организации, которые в 2009–2010 годах освоят выпуск ликеро-водочной продукции, должны поставлять на экспорт не менее 25% от произведенной продукции в 2009 году и не менее 50% – в 2010 году. Кроме того, правительство установило персональную ответственность за выполнение показателей экспорта водки и ликеро-водочных изделий заместителей председателей Брестского, Витебского, Гродненского и Минского облисполкомов, Минского горисполкома, министра транспорта и коммуникаций, председателей концернов "Белгоспищепром" и "Белбиофарм".

поделиться

Новости по теме

Новости партнёров