Заслон наличке, черной и белой

"Ежедневник"

С сегодняшнего дня вступают в силу новые правила приема юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями наличных денежных средств от населения.

Наличный денежный оборот во всех его проявлениях берется под жесткий контроль. Соответствующие изменения внесены совместным постановлением Совета министров и Национального банка от 08.07.2009 №903/11. "Ежедневник" постарался разобраться в нововведениях.

Изменения коснулись ситуаций, когда ранее субъектам хозяйствования предоставлялось право не использовать кассовые суммирующие аппараты и специальные компьютерные системы и выписывать один первичный учетный документ по итогам дня.

Строго по талонам

Так, внесены изменения и определены ситуации, когда субъекты хозяйствования обязаны оформлять для покупателя первичный учетный документ. Это так называемый талон формы №20-ФС. Бланки этих талонов изготавливаются типографским способом в сброшюрованном виде по заказам Белбланкоиздата. Перед применением талоны в обязательном порядке регистрируются в налоговых органах, после чего подлежат учету как бланки строгой отчетности. На каждом талоне проставляется штамп налоговой инспекции (отдельно на корешке и квитанции). При реализации товаров (работ, услуг) заполненные корешки талонов остаются у продавца, прилагаются к кассовому (товарно-денежному, товарному, сменному) отчету, хранятся у юридического (физического) лица и не могут быть уничтожены до проведения проверки государственной налоговой инспекцией. Квитанция талона выдается покупателю.

Так вот, с сегодняшнего дня сфера применения данного талона существенно расширена. Теперь продавцы обязаны будут оформлять его при продаже товаров в торговых объектах системы потребительской кооперации, расположенных в сельских населенных пунктах, с численностью продавцов в таких объектах не более трех (при большем количестве продавцов должен использоваться кассовый суммирующий аппарат. – А.С.), при осуществлении розничной торговли на торговых местах на рынках и ярмарках, осуществлении разносной и развозной торговли товарами. Правда, указанные выше требования действуют, если стоимость единицы непродовольственного товара будет составлять три и выше базовых величины.

Плюс квитанция

Куда более жесткие требования установлены, например, при осуществлении электронной торговли, торговли с доставкой товаров на дом, выполнении работ и оказании услуг вне постоянного места осуществления деятельности, осуществлении адвокатской и частной нотариальной деятельности, осуществлении обучения несовершеннолетних. Тут юридические лица и индивидуальные предприниматели должны будут оформлять талон формы №20-ФС на каждый факт реализации товаров (работ, услуг) независимо от суммы сделки. То есть сейчас при покупке любого товара, например через интернет-магазин, представитель продавца обязан оформить данный талон и выдать покупателю соответствующую квитанцию. Точно такие же требования установлены отныне при оказании бытовых услуг (за исключением технического обслуживания и ремонта транспортных средств, машин и оборудования, хранения автотранспортных средств) в объектах с количеством работников, непосредственно оказывающих такие услуги, не более трех человек в одну смену (если более трех – должен быть кассовый аппарат. – А.С.), при реализации продукции животноводства, растениеводства, пчеловодства и рыболовства, при оказании платных услуг населению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по производству сельскохозяйственной продукции; при оказании услуг по предоставлению жилых помещений (их частей) в общежитии и сдаче внаем квартир; при продаже товаров (за исключением продажи товаров в розничных торговых объектах, магазинах-складах – там должен быть кассовый аппарат. – А.С.), выполнении работ, оказании услуг юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.

Напомним, что ранее практически во всех описанных выше ситуациях также разрешалось не использовать кассовый аппарат, а субъектом хозяйствования (в основном индивидуальными предпринимателями. – А.С.) по итогам рабочего дня оформлялся один-единственный первичный учетный документ, в котором отражалась выручка за весь день. Однако, как утверждают контролирующие органы, отдельные субъекты хозяйствования пользовались данной возможностью для сокрытия выручки и, как следствие, не платили налоги в бюджет. Это и послужило главной причиной того, что теперь фактически на каждый факт реализации товаров (работ, услуг) (если отсутствует кассовый суммирующий аппарат. – А.С.) продавцам нужно буду оформлять для покупателя первичный учетный документ.

Туалеты "в шоколаде"

В прежнем привилегированном положении остались лишь некоторые виды торговли и определенные специфические услуги, где выписка первичного учетного документа несколько затруднена либо где соответствующий государственный контроль можно осуществить иным способом. Например, правительство не рискнуло установить требование по выписке потребителю квитанции, если индивидуальным предпринимателем, уплачивающим единый налог, оказывается услуга платного туалета. Также не нужно выписывать первичный учетный документ, если плата с потребителя взимается специальным купюроприемником при продаже проездных билетов в городском и пригородном транспорте, метро и т.п.; при продаже билетов (абонементов) на посещение выставок, ярмарок, аттракционов в парках, концертно-зрелищных и спортивных мероприятий (музеев, кинотеатров, театров, цирка, стадионов, бассейнов, домов культуры в сельской местности, концертных и других открытых и закрытых площадок) и т.д.

Указанные выше существенные изменения, отражают усилия правительства по борьбе с "черной" наличностью, которая пока довольно свободно обращается на территории страны, уменьшая доходную часть бюджета. Но правительство с Национальным банком не оставило в покое и «белую» наличность, сфера применения которой с сегодняшнего дня также существенно уменьшится. Приоритет все больше отдается безналичным расчетам при помощи пластиковых карточек.

Карточный стимулятор

Для этих целей этим же постановлением в четыре раза уменьшен размер выручки, при достижении которого юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговлю и оказывающие платные услуги населению, обязаны устанавливать банковские платежные терминалы для регистрации операций, проводимых с использованием банковских пластиковых карточек. Так, с 16 сентября субъекты хозяйствования при получении выручки по каждому торговому или иному объекту от продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг за предыдущий календарный год в размере более 15 000 базовых величин, а по объекту бытового обслуживания населения – более 7500 базовых величин обязаны установить в этом торговом объекте или ином объекте платежные терминалы для пластиковых карточек. Ранее эти нормативы равнялись соответственно 60 000 и 30 000 базовых величин. Также правительство существенно увеличило минимальное количество платежных терминалов, которые должны быть установлены у субъекта хозяйствования при достижении указанной выручки. В первый год их количество должно быть не менее 50% от общего количества касс, а во второй год –100%. До сегодняшнего дня эти нормативы составляли 30% в первый год, во второй год – 60%, и только в третий год – 100%.

Уже сегодня субъекты хозяйствования должны проанализировать размеры выручки за 2008 год и в случае достижения нового критерия по выручке оснастить 50% кассовых кабин либо контрольно-кассовых узлов платежными терминалами для приема платежей, производимых с использованием банковских пластиковых карточек.

поделиться

Новости по теме

Новости партнёров