Нарушение прав человека в Беларуси носит массовый грубый характер

новостной портал www.UDF.BY

Наиболее жестоко и наиболее массово представители власти применяли насилие и жестокость при задержаниях. Насилие применялось к каждому четвертому задержанному, при этом акты насилия сопровождались оскорблениями и унижением задерживаемых.

Такие выводы содержатся в Аналитической записке, подготовленной Международной наблюдательной Миссией Комитета международного контроля за ситуацией с правами человека в Беларуси при содействии Центра правовой трансформации и других национальных общественных организаций на основе сведений. Сведения были собраны в результате анкетирования 205 граждан, пострадавших во время акции протеста 19 декабря в Минске. Возраст респондентов от 18 до 61 года; 43 из них – женщины, 162 – мужчины.

Выводы и рекомендации исследования.

Наиболее жестоко и наиболее массово представители власти применяли насилие и жестокость при задержаниях. Насилие применялось к каждому четвертому задержанному, при этом акты насилия сопровождались оскорблениями и унижением задерживаемых.

Надо отметить, что основная часть задержанных не оказывали при этом никакого сопротивления, а в ряде случаев стояли с поднятыми руками, показывая готовность подчиниться представителям государства. Сами же представители власти в каждом шестом случае участия в задержании не имели знаков отличий и даже скрывали собственные лица под масками.

Количество случаев насилия при содержании задержанных в спецтранспорте, в местах оформления протоколов и в судах резко снижается, однако резко увеличивается количество актов унижающего и жестокого обращения. Это подтверждается действиями представителей власти, которые длительное время содержали респондентов в переполненном спецтранспорте, в унижающих позах (лежа лицом вниз; стоя лицом к стене, заложив руки за спину), не предоставляли респондентам доступ к питьевой воде, по многу часов отказывали в посещении туалета, не оказывали медицинскую помощь людям с тяжелыми травмами. При этом надо отметить, что данные способы унижения периодически сопровождались отдельными вспышками насилия со стороны представителей власти.

На этом фоне нарушение процедур административного преследования выглядело особо издевательским. Допускались серьезные нарушения в процессе составлении протоколов, и прежде всего, нарушения касались того, что протоколы в массовом порядке оформлялись еще до официального составления, рапорта представителей власти составлялись по заготовленным формам, а в некоторых протоколах реальное место задержания не соответствовало месту задержания указному в протоколе.

Нарушение процедур судопроизводства по административным делам задержанных может быть так же признано массовым. Это видно даже из того, что почти все судебные процессы в среднем длились от 5 до 15 минут, при том что большая часть задержанных ранее никогда не привлекалась к административной ответственности и требовала индивидуального подхода.

Судьи допустили в ходе судебных процессов множество грубых процессуальных нарушений: не допускали в судебное заседание нанятых адвокатов и родственников задержанных, журналистов и публику; отказывались допрашивать свидетелей со стороны защиты; не разъясняли процедуры обжалования постановлений; сами постановления вовремя не выдавались на руки задержанным для дальнейшего их оспаривания.

Условия содержания административно арестованных во всех трех учреждениях, где они находились (в двух ИВС и одном ЦИП), во многих случаях можно признать унижающими человеческое достоинство. Камеры были переполнены, в них было холодно, вентиляция работала слабо, освещение было недостаточным, постельного белья, спальных мест и мебели для сносного существования осужденных не хватало.

Питьевая вода не предоставлялась, качество питания было очень низким, пользование душем и прогулочным двориком было сильно ограничено и недостаточно для поддержания нормального образа жизни, туалеты были плохо оборудованы с точки зрения приватности. Персонал мест лишения свободы был груб и частично расхищал передачи, передаваемые респондентам.

Общий вывод по изложенным фактам и проведенному анализу можно сформулировать следующим образом: власти Республики Беларусь были не готовы к столь массовым акциям и не смогли обеспечить соблюдения прав и свобод жителей государства во время прекращения публичной акции, оформления административно задержанных, во время судебного процесса и содержания их в местах лишения свободы.

Данная неготовность привела к тому, что нарушения прав жителей Республики Беларусь в декабре 2010 и январе 2011 года пробрели массовый грубый характер.

В связи с этим властям и общественным организациям Беларуси необходимо:

1. Срочно принять меры к переобучению сотрудников милиции, принимающих участие в прекращении больших публичных акций, с целью
избежать в дальнейшем применения в отношении задерживаемых способов чрезмерного насилия, а так же жестоких действий и действий, унижающих
человеческое достоинство.

2. Все отделения милиции в районах, где возможно проведение крупных публичных акций, должны быть переоборудованы под возможность
принять большое число задержанных.

3. В срочном порядке отделы милиции Минска должны быть снабжены специальными транспортными средствами, способными доставлять большие
группы задержанных до близлежащих пунктов милиции без унижения человеческого достоинства.

4. В кратчайшие сроки должны быть проведены расследования всех фактов чрезмерного насилия, жестокого обращения и унижающих действий
во время и после прекращения публичной акции 19 декабря 2010 года.

5. Суды города Минска должны быть переоборудованы для проведения публичных заседаний.

6. В судейском сообществе должны быть обсуждены факты отказа судей от соблюдения процедур судебных процессов над задержанными в
ходе пресечения публичной акции 19 декабря 2010 года.

7. В ближайшее время должно быть проведено переоборудование ИВС Минска, ИВС Жодино и ЦИП Минска для расширения возможностей данных
учреждений принимать большее число административно арестованных.

8. Так же вышеперечисленные учреждения должны быть переоборудованы с соблюдением всех международных стандартов содержания
заключенных.

9. Власти региона должны расследовать все факты незаконных действий работников мест лишения свободы и действий унижающих человеческое достоинство заключенных.

10. Общественным организациям, работающим в Республике Беларусь, следует организовать широкую подачу жалоб со стороны пострадавших на
действия работников государственных органов, допустивших факты чрезмерного насилия, жестокого и унижающего обращения при прекращении
публичной акции 19 декабря 2010 года, а так же во время доставления задержанных, содержания их в специальных транспортных средствах и в
местах лишения свободы.

Для справки. Международная наблюдательная миссия была создана представителями неправительственных организаций стран пространства ОБСЕ и международных гражданских сетей и организаций, выпустила первое заявление по ситуации с правами человека в Беларуси на текущий момент. Действует по поручению Комитета международного контроля за ситуацией с правами человека в Беларуси, объединяющего представителей правозащитных организаций стран пространства ОБСЕ и международных гражданских сетей и организаций.

Осуществляет мониторинг общей ситуации с соблюдением фундаментальных прав человека в Республики Беларусь, а также вопросов защиты правозащитников и обеспечения их профессиональной деятельности. Подчеркивает, что права человека являются предметом прямой и законной озабоченности международного гражданского общества и призывает власти Беларуси следовать взятым на себя международным обязательствам в сфере прав человека, а государства-участники ОБСЕ, следуя принципам ОБСЕ, - контролировать выполнение этих обязательств.

поделиться

Новости по теме

Новости партнёров