В тщетных поисках баланса

"Белорусы и рынок"

В проект бюджета на 2010 год закладывается рост ВВП в размере 2%, уровень инфляции - 9% и повышение ставки НДС до 20%.

Правительство на заседании Совмина 26 сентября обсудило проекты главных экономических документов на будущий год - бюджета и основных направлений социально-экономического развития и денежно-кредитной политики.

Совещание проходило в субботу, что необычно для заседаний такого уровня. Возможно, просто не успели подготовить проведение совещания в будние дни на прошедшей неделе. Вместе с тем откладывать обсуждение было нельзя - на будущей неделе открывается сессия Национального собрания, а ведь перед внесением проекта бюджета в парламент его еще нужно обсудить с президентом.

Не исключено также, что таким образом власти хотели снизить уровень публичности обсуждения прогноза на будущий год, резонно решив, что в выходные основные СМИ традиционно меньше внимания уделяют новостям, тем более - экономическим. Такое желание тоже легко объяснить: показатели на будущий год непривычно отличаются от двузначных ударных темпов роста в прошлые годы в сторону снижения.

Если не форс-мажор.

Рост ВВП на уровне 2-3% закладывает правительство в базовый сценарий развития на будущий год, который, по словам министра экономики Николая Зайченко, "будет гарантированно выполнен при любых условиях, если только не повлияют исключительные форс-мажорные обстоятельства в виде новой волны кризиса".

Сценарий на случай форс-мажорных обстоятельств не предусмотрен, зато предусмотрен так называемый целевой сценарий, в соответствии с которым рост ВВП в следующем году может составить 11-12%. Целевым он называется потому, что позволит выполнить все параметры пятилетки, а эта цель у нас пока еще президентом не отменена.

По словам Н. Зайченко, правительство впервые выходит к главе государства с двумя вариантами прогноза. На самом деле такой прецедент уже был - недовольный слишком низким прогнозом правительства на 2008 год президент, утвердив "заниженные" показатели, в том же указе поручил правительству их перевыполнить. Возможно, в этом году будет предпринято что-то подобное.

Фильтрация расбалансировки.

По словам Н. Зайченко, оба сценария "исходят из необходимости сохранения сбалансированности в экономике".

В качестве основного принципа сбалансированности министр экономики провозгласил тезис, который звучит поистине революционно в свете предыдущего развития белорусской экономической модели и особенно в условиях работы экономики на склад в нынешнем кризисном году.

"Основным принципом сбалансированности является то, что производство не должно быть выше, чем продажи", - заявил Н. Зайченко.

И предложил ввести несколько новых показателей, которые, по его словам, будут выполнять роль фильтров, препятствующих разбалансировке. Одним из фильтров станет показатель соотношения темпов роста реализованной продукции и темпов роста промпроизводства.

Для того чтобы "фильтровать" платежный баланс таким образом, чтобы отрицательное сальдо не вымывало золотовалютные резервы, предлагается исследовать сравнение показателей импортоемкости и экспортоемкости промпроизводства.

"На сближении этих показателей выстраивается стратегия выравнивания торгового баланса страны как основы для сбалансированного роста с точки зрения поступления валютной выручки и необходимого ресурсного обеспечения функционирования экономики", - пояснил министр.

Однако, изложив "стратегию" введения самих показателей, министр экономики ничего не рассказал о том, каков будет стратегический план правительства по выравниванию дисбалансов экономики в случае разбалансировки самих фильтров-показателей.

Отметим лишь, что если для выполнения базового сценария предполагается любая реальность, за исключением второй волны кризиса, то для целевого нас должна накрыть вторая волна "прухи". То есть, по словам министра экономики, должно произойти значительное улучшение внешнеэкономической конъюнктуры, открытие новых перспективных рынков сбыта и увеличение присутствия белорусской продукции на российском рынке.

С учетом последнего пункта это означает не только полное восстановление условий докризисной работы, но и полное отсутствие новой стратегии развития, которая могла бы обеспечить рост экономики не на дрожжах внешней конъюнктуры, а за счет изменения внутренних факторов.

Минфин настаивает на увеличении НДС.

Впрочем, в целевой сценарий развития событий правительство и само не верит, так как в проект бюджета закладывает параметры базового, причем его нижнюю границу.

Как отметил министр финансов Андрей Харковец, проект бюджета сверстан исходя из прогноза, что рост ВВП составит 2%, а уровень инфляции - 9%. По его словам, за счет роста ВВП доходы консолидированного бюджета в следующем году увеличатся на 300 млрд. BYR.

Но пополнять их планируется не только за счет роста ВВП, но и за счет изменения ставки НДС с 18 до 20%. Впрочем, к реальному увеличению доходов изменение ставки НДС не приведет - это лишь позволит компенсировать выпадающие в связи с отменой некоторых других налоговых платежей доходы. И то не в полной мере. Повышение ставки НДС даст дополнительно 1,4 трлн. BYR при "недостаче" в размере 2,3 трлн. BYR (планируется отмена сбора в фонд поддержки производителей сельхозпродукции, налога с продаж, налога на приобретение автотранспортных средств).

Что же касается расходов, то в бюджет закладывается рост затрат на компенсацию процентных ставок по кредитам, рост финансирования АПК (хотя фонд поддержки сельхозпроизводителей будет сокращен), увеличение зарплаты в бюджетной сфере (но лишь в соответствии с уровнем инфляции).

Расходы на здравоохранение, образование и социальную политику закладываются с ростом к ожидаемой оценке текущего года соответственно на 7, 7 и 15%, что с учетом предполагаемой инфляции (9%) в реальности означает снижение уровня финансирования здравоохранения и образования.

В части жилищного строительства в проекте бюджета предусмотрено около 3 трлн. BYR на финансирование ввода в эксплуатацию 6,2 млн. кв. м жилья. То есть идея главы Нацбанка выйти из кризиса за счет резкого наращивания жилищного строительства до 9 млн. кв. м пока поддержки не нашла.

В результате дефицит консолидированного бюджета планируется увеличить до 2,7 трлн. с 2,5 трлн. BYR, который предположительно сформируется в текущем году. Известно, что в этом году республиканский бюджет должен быть бездефицитным по требованию МВФ, поэтому очевидно, что весь "консолидированный" дефицит обеспечен местными бюджетами. Вероятно, в следующем году ситуация будет такой же, так как в будущем мы ожидаем от МВФ дальнейшего кредитования.

Именно этот факт позволяет также надеяться на то, что базовый сценарий развития на 2010 год будет утвержден президентом в качестве основного. В противном случае никакие новые показатели и "фильтры" не помогут белорусским чиновникам лишиться звания самых неадекватных экономистов в мире.

поделиться

Новости по теме

Новости партнёров