Россияне и украинцы ринулись в белорусские гипермаркеты

Виолетта Дралюк, "СБ.Беларусь сегодня"

Россияне и украинцы сейчас толпятся в гипермаркетах наших приграничных городов. Корреспондент "СБ" прошлась по магазинам Гомеля и убедилась: гости покупают много и основательно. Хорошо это или не очень?..

Колбаса на ценовой вилке


Еще весной в пункте пропуска "Новая Гута" белорусско–украинского участка госграницы в выходные было не протолкнуться. Жители Гомельщины устремлялись на рынки Чернигова — за продуктами, одеждой, обувью, бытовой техникой. Перемена валютных курсов в Беларуси изменила ситуацию с точностью до наоборот. Теперь россияне и украинцы оказались в роли заинтересованных покупателей белорусских товаров. Ибо цена на многие из них получилась в 2 — 3 раза ниже, чем на местную продукцию, особенно говядину и свинину, колбасные и молочные изделия.

...Будний день. Отправляюсь в один из гипермаркетов Гомеля. На подступах малолюдно. Автостоянка, однако, не пустует. Под сотню машин. В каждом ряду примечаю российские номера. Вполне объяснимо. Лето, дорога на юг, попутный набор туриста — мороженое, водичка, сок... Но по мере продвижения в залы начинаю понимать: туризмом здесь не пахнет. Скорее, широкомасштабным затариванием.

Рядом со мной в кондитерском отделе притормаживает семья. Тележка с "горбом": детское питание "Беллакт", рогачевская сгущенка, сахар, колбаса, сосиски, сыр, йогурты, минералка, пиво... Неудобно, конечно, шарить глазом в чужой корзине. Но делаю это лишь ради изучения стороннего спроса.

— Что получается на наши деньги? — барышня щелкает калькулятором, проговаривая вслух ценники на местный шоколад. — 10 рублей, а у нас около 20... Возьми несколько плиток. Шоколад хороший.

— Что правда, то правда, — вставляю свои пять копеек.

— Да мы знаем, — охотно откликается семейство. — И колбасы, и сыры у вас отличные. А теперь еще и в несколько раз дешевле, чем у нас на Брянщине.

— Неужели белорусских продуктов нет в ваших магазинах?

— Есть. Но только покупать в Гомеле выгоднее. Так что закупаем на неделю для себя и родителей.

Они — на выход. А я дальше — к колбасному и мясному отделам, где наблюдается сверхконцентрация людей и тележек.

Оптом и в розницу

Становлюсь в очередь. Шустрый мужчина в черной майке впереди меня профессионально набивает тележку сосисками. Мелькает мысль: грузчик затесался. Но нет, обычный покупатель. Точнее, не совсем обычный. Сосиски берет не килограммами, огромными пакетами. Иду за ним. Тот прибавляет скорость и устремляется к выкладке вареных колбас — отправляет в тележку пятый, шестой, седьмой батон... Потом мчится к "молочке" — десятки кусков сыра один за другим летят в продуктовую корзину.

— Куда вам столько? — не смогла промолчать.

— На свадьбу! — режет словом и взглядом, в котором читается открытым текстом: какое вам дело?

Вроде никакого, но все же выхожу следом за ним на улицу. На автомобиле с распахнутым багажником гомельские номера. Бедные гости грядущей свадьбы — это же сколько им надо сосисок съесть вприкуску с сыром... Хотя думается мне, что весь этот "свадебный" набор отправится прямиком на рынок какого–либо городка по ту сторону прозрачной границы. Рядом микроавтобус — уже российский. Народ, отгоняя пустые тележки, хрустит огурцами и бутербродами.

— Шоп–тур из Брянска?! — догадываюсь вслух, ведь накануне читала в интернете объявления об организации таких туров в гомельские гипермаркеты.

В ответ аккуратно захлопываются двери. И также аккуратно машина, под завязку набитая продуктами, трогается с места.

Бой с тенью

Что думают о ситуации производственники? Заместитель гендиректора ОАО "Гомельская мясо–молочная компания" Геннадий Романенко видит в массовой "утечке" продуктов больше минусов, нежели плюсов:

— По официальным оценкам, из области сейчас вывозится от 1 до 5 процентов товаров. Но нам думается, эта цифра выше. Спрос на продукцию переработки вырос в разы. Мы увеличили мощности своих предприятий на 35 — 40 процентов. Однако выдерживать прежний ассортимент удается не всегда. Очень быстро раскупаются мясо, колбасные изделия высшего сорта...

— Но ведь комбинат зарабатывает на этом. Что плохого, если россияне тратят у нас свои деньги?

— С одной стороны — да. Нормально, когда соседи увезут с собой батон-другой колбасы. Но я бы не спешил с выводами. Цены, по которым мы продаем свою продукцию на внутреннем рынке, для производителей убыточны. Это направление поддерживается государством с ориентиром на возможности нашего покупателя. А когда в рынок массово включается покупатель извне, то с каждой дополнительной тонной мы получаем дополнительные убытки. Покрываем их за счет наращивания экспорта. Но есть и еще одна — главная — проблема. Ведь кто-то норовит вывозить продукты оптом, тоннами. Вот этот нелегальный вывоз продукции и в этом деле ставит нам ощутимую подножку...

Кстати, стихийный вывоз продуктов на рынки российского приграничья в основном организуют наши предприимчивые земляки. По словам начальника управления областной инспекции Министерства по налогам и сборам Виталии Клевцовой, за 2,5 месяца налоговики изъяли у подобного рода "бизнесменов" товара на 115 миллионов рублей. Законный повод для конфискации — большие партии продуктов без документов.

— Остановили машину с мукой, идущую в Россию, — знакомит Клевцова с шоп–фактами из жизни. — Оказалось, предприниматель зарегистрирован как частное унитарное предприятие, однако ни дня официально не работал, налоги не платил. Выходит, трудился в "тени"? Ведь в чем здесь проблема. Те, кто продукцию вывозит нелегально, создают недобросовестную конкуренцию официальным экспортерам — предприятиям, предпринимателям, которые платят налоги, работают на свои коллективы и социальные программы. О нелегале этого не скажешь. Мы не против предприимчивости. Мы против нелегального бизнеса. Если все будет законно, нет проблем.

Как извлечь выгоду и выйти с плюсом из сложившейся ситуации: сохранить рынок, не ущемить интересы производителя, обеспечить всем нужным своего покупателя, выгодно продать — все надо просчитывать.

— Мы, например, сейчас делаем упор на максимальную экспортную активность предприятий, — проговаривает ключевые позиции заместитель председателя комитета экономики облисполкома Геннадий Бойкачев. — Это ярмарки и выставки в российских регионах. Сегодня хорошо работаем с Москвой и Санкт–Петербургом, окрестными городами. И нам охотно идут навстречу.

Компетентно

Начальник управления Комитета государственного контроля Гомельской области Николай Чернокал:

— Сейчас мы постоянно отслеживаем ситуацию на потребительском рынке региона. Мониторинги показывают, что в выходные дни гипермаркеты Гомеля посещает достаточно много российских и украинских граждан. Как правило, они покупают большими партиями в основном продукты питания социально значимой группы товаров, на которые ограничены торговые надбавки. Пока нет острых проблем с обеспечением торговой сети области. Однако ассортимент заметно сузился. Есть также проблема нелегального вывоза товаров на рынки приграничья. Поэтому мы инициируем, чтобы республиканские ведомства детально изучили сложившуюся ситуацию и приняли решения для ее стабилизации.

Что вывозят

По данным мониторинга областного КГК, сегодня в гомельских гипермаркетах стандартная покупка выглядит так: молоко (10 — 30 л), сырокопченые, сыровяленые и вареные колбасы (2 — 6 батонов), сосиски (2 — 5 кг), йогурты (10 — 20 банок), твердые сыры (1 — 5 кг), мука (5 — 15 кг), масло подсолнечное (5 — 15 бутылок), пиво в ПЭТ–бутылках (12 — 24 л), водка (10 — 50 л), квас (6 — 24 л), минеральная вода (10 — 30 л), сахар (5 — 20 кг).

поделиться

Новости по теме

    Молоко дорожает в два раза быстрее пива

    В Беларуси расширен список социально значимых товаров, цены на которые регулируются государством. Раньше в нем было 14 продуктов, теперь — 27. Еврорадио сравнило, как изменились цены на эти товары за кризис. И оказалось, что социальные товарыподробности

Новости партнёров