Литовские пограничники: Всех тормозит белорусский паспорт - фото

Александр Жданович, ABW.BY

Напомним, что с недавнего времени, чтобы ускорить контрольно-пропускной процесс, очередь пункта пропуска "Каменный Лог" было решено разделить на несколько потоков: одна полоса для грузовиков, другая - для граждан Евросоюза (в основном по ней едут литовцы), третья - для жителей стран Таможенного союза (в основном белорусов), четвертая - для служебного транспорта и автобусов.

Выяснять реальное положение вещей пришлось в осложненных условиях: на прошлые выходные выпали "Дзяды" - день поминовения предков, отчего очередь на границе достигла внушительных размеров. В 9 часов утра субботы, 29 октября, выехать из Беларуси планировали как минимум 200 машин - такое впечатление создала колонна ожидающего транспорта, конец которой "не видел" даже самого пропускного пункта. Очередь была одна для всего транспорта: вернее, правый ряд по обыкновению - для фур, а в "легковом" ряду стояли разом белорусы и иностранцы.

Литовские пограничники: Всех тормозит белорусский паспорт - фото

Долгожданное разделение колонны случилось на пятом часу ожидания в общей очереди: вдруг появился офицер-пограничник и, "вытянув" всех "литовцев", организовал из них отдельную полосу. Таким образом, на четырехполосной дороге появилось три очереди в направлении границы: грузовая, "белорусская" и "литовская".

Литовские пограничники: Всех тормозит белорусский паспорт - фото

Впрочем, после разделения очередь и вовсе перестала двигаться: белорусский двор запускал в себя по 20 машин раз в полтора часа. Правда, без дискриминации: 10 белорусских, 10 литовских - каждого в свой канал.

Пройдя контроль на белорусской стороне, мы, все 20 машин, еще изрядно прождали возможности добраться до выезда из пограничной части. Было очень забавно: как только одновременно поднялись все шлагбаумы ("красного" канала, "зеленого" и канала для иностранцев), начались безумные гонки. Выпустили всех одновременно, и люди, замученные ожиданием, принялись выжимать из своих машин недопустимую для пограничной территории скорость. Я шел третьим. Но вскоре, перепрыгивая "лежачий полицейский", на скорости 40 км/ч меня обогнал "литовец". С четвертым результатом я пришел к въезду на нейтральную территорию, где простоял еще полчаса.

На нейтральной территории очередь строилась по привычному принципу: правый ряд - для грузовиков, левый - для легковых авто. Плюс автобусы, которые обязательно пропускать.

На территории литовского двора нас ждала следующая картина: огромная очередь из белорусских машин и небольшая из литовских. Вторая быстро разошлась сама собой - буквально через пять минут на КПП не было ни одной литовской машины, а очередь из белорусских авто стояла без изменений.

Осознавая, что здесь мы проведем еще добрые полтора часа, я двинулся просить пограничника пропустить нас, белорусских журналистов, вне очереди: мы уже три часа как опаздывали на запланированное мероприятие. К всеобщей радости, нас без вопросов пропустили. К слову, та же просьба (пропустить журналистов, спешащих по делам) на белорусской стороне осталась без внимания. "Ну и что, что журналисты, - рад за вас, - ответил белорусский пограничник. - Вам больше повезло, чем нам, военным".

Литовские пограничники: Всех тормозит белорусский паспорт - фото

Я спросил литовского пограничника, пропустившего нас, почему тут собирается такая большая очередь из белорусов, в то время как литовцы проскакивают границу в считаные секунды. "С белорусскими паспортами такая тягомотина! - вздохнул пограничник. - Столько всего нужно проверить! Если бы ваше правительство вело хоть какие-то переговоры с Европой, вашим гражданам было бы легче пересекать границы. К тому же перестали бы страдать литовцы, которые стоят вместе с вами, ожидая в общих очередях. Это здесь мы их быстро пропускаем, а до того, как попасть к нам во двор, они стоят в общей с вами очереди. И получается, что белорусы тормозят граждан Евросоюза. Всех тормозит белорусский паспорт".

Литовские пограничники: Всех тормозит белорусский паспорт - фото

Разделение очереди на потоки нам показалось бессмысленным, поскольку в итоге белорусы и литовцы все равно собираются в единую очередь на нейтральной территории. И те и другие ждут, пока литовская сторона очистит двор от "сложных" белорусов и получит возможность запустить новые 20 машин.

В Литву я попал после почти 10 часов томления на границе.

Тремя часами позже, возвращаясь в Беларусь, был вынужден встать в еще одну десятичасовую очередь. Шесть часов я выстоял, чтобы подъехать к литовскому шлагбауму.

И еще часа два на территории литовского двора. Очередь практически не двигалась, потому что нейтральная зона "стояла" без признаков жизни, и нас держали, пока белорусы не впустят новую партию. На "нейтралке" прождал еще 2 часа. Кстати, туалеты бы здесь не помешали, а то вроде как Евросоюз, центр Европы, а мочиться приходится на забор.

Литовские пограничники: Всех тормозит белорусский паспорт - фото

В 7.40 я добрался до белорусской территории. Въезжаем во двор, а там пустота. Везде пусто, кроме "красного" канала, где буквально взвешивают и описывают содержимое каждой машины. И этот "красный" канал держит собой нейтральную зону и всех тех, кто стоит на литовской территории. А в это время в "красном" канале белорусские таможенники жестко "трясут" своих граждан на предмет лишних килограммов продуктов.

В итоге дорога Минск-Вильнюс-Минск заняла у меня 25 часов. Более суток потребовалось, чтобы проехать 340 км.

Но это "ужасы" выходных, когда из-за "Дзядоў" скопилось очень много автомобилей. В будние дни все же проще. В среднем количество машин в очереди колеблется от 40 до 90 - это несколько часов ожидания. Хотя случаются счастливые моменты, когда очередь у пограничного шлагбаума состоит только из грузовиков.

А разделение потоков… Такое белорусскими пограничниками практиковалось и ранее, когда делили легковую очередь на "своих" и "других", но потом отменили. Сейчас к теме вернулись, только с иной формулировкой - с пользой для граждан стран Таможенного союза. Наверное, чтобы в Евросоюзе понимали, что есть и другие союзы независимых государств, так сказать - "наш ответ Чемберлену". Практического положительного эффекта от разделения потоков мы в день нашей поездки не испытали.

поделиться

Новости по теме

Новости партнёров