Придушить спекулянта

Сергей Балыкин, econews.by

Борьба с посредниками – белорусский национальный вид спорта. Сражаться с дельцами-кровопийцами белорусская власть начала задолго до воцарения нынешнего президента на белорусском престоле.

Однако каждый раз такая борьба заканчивалась провалом.

Отметим вначале, что разного рода неологизмы типа "вшивые блохи", "паразиты" и пр. без сомнения порождены гением современного белорусского лидера. Однако и до его прихода к власти отечественные чиновники коммерсантов не жаловали. Во времена Кебича-Шушкевича прибыль от посреднической деятельности облагалась налогом в 60 процентов. И что? Посредники переквалифицировались в маркетологов.

В те времена также существовала необходимость регистрации в качестве участника внешнеэкономической деятельности, вводилось и отменялось лицензирование внешнеэкономического посредничества… Одним словом, руководители меняются – проблемы остаются.

Вот и намедни президент Александр Лукашенко в очередной раз обрушил свой гнев на "паразитов". Белорусский лидер обвинил посредников в том, что они связаны с руководителями госпредприятий и действуют вопреки интересам государства.

Александр Лукашенко напомнил, что неоднократно поручал Комитету государственного контроля совместно с правоохранительными органами пресекать подобное посредничество при реализации товаров, производимых внутри страны, а также ограничить закупки через посредников. Но можно ли решить проблему «откатов» одним указом и кто вообще может стоять за этим проектом?

В принципе, за новым указом могут стоять лица, которым на руку передел торгового рынка. Можно смело предположить, что в случае принятия такого указа статус "дилеров" и "официальных представителей" получат как раз приближенные, с которыми так яростно борется белорусский. Так что, в этом случае на плаву могут остаться аффилированные с руководством госпредприятий лица, которые выживут в новой ситуации, потому что у них будет надежная «крыша».

Обратим внимание еще на одно обстоятельство. Чем больше государство устраняет с рынка посредников, тем выше цены. Вспомним, как фактически ввели монополию на торговлю рыбой. В обоснование этого шага также много говорилось об интересах простых людей, о насыщении рынка, о необходимости устранения "лишних" звеньев и наведении порядка… И что? Цены на рыбу только выросли! И это не удивительно: чем меньше конкурентов – тем выше цены.

Кроме того, совершенно непонятно, чем перед белорусской властью провинились именно посредники. Ведь если речь идет о криминале и коррупции, то она присутствует и в других сферах. Например, можно раздавать строительные подряды «своим» организациям. Или, помочь своему человеку организовать производство, а потом покупать его продукцию по высоким ценам. И все это делать под флагом развития малого бизнеса и субконтрактации.

Да и зачем вообще бороться с посреднической деятельностью. Она совершенно естественна для рыночной экономики. Посредники позволяют сократить число контактов между субъектами хозяйствования и оптимизировать торговые цепочки.

Хотя можно смело согласится с тезисом главы государства о том, что в современной Беларуси "посредники — это в основном родственники, дети, приближенные, друзья отдельных руководителей". Но подобную проблему породило само государство. Отсутствие рыночной экономики, по-настоящему рыночных субъектов порождает как раз клановую, насквозь коррумпированную систему. Бороться с этим можно только одним способом: проводя рыночные реформы и создавая цивилизованную экономику.

Нет ничего удивительного в том, что оторванные от собственности руководители госпредприятий и аффилированные с ними лица в большей степени заинтересованы в пополнении своего кошелька. Поэтому выбор контрагента, зачастую, определяется не выгодой субъекта хозяйствования, а возможностью получения личного вознаграждения

В условиях же свободного рынка и свободной конкуренции субъекты хозяйствования будут стремиться закупать товар там, где выгоднее для дела, а не кармана отдельного руководителя. Кроме того, проблему коррумпированности и криминальности экономики должны решать правоохранительные органы, неотвратимо привлекая к ответственности коррупционеров.

Хотя, что конкретно прописано в проекте указа, пока неизвестно, но беспокойство в бизнес-кругах неизбежно. Белорусский бизнес давно не ждет от власти ничего хорошего и всегда ожидает худшего. Своими высказываниями мы пугаем и наших иностранных партнеров. Им не нравится непредсказуемость принятия решений в Беларуси.

Новости по теме

Новости других СМИ