Сегодня родится новый союз

"Ежедневник"

Сегодня в Минске должен быть подписан пакет соглашений по созданию Таможенного союза.

Предположения о том, что какая-либо из сторон в последний момент совершит демарш, – зыбки и абстрактны. Маховик межгосударственного нормотворчества раскручен, и теперь можно лишь спорить о том, в какое время включатся те или иные функции союза.

Итак, завтра на заседании Межгоссовета глав государств планируется утвердить Единый таможенный тариф Таможенного союза, который будет введен с 1 января 2010 года. Также главы государств должны принять Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза, чтобы ввести его в действие с 1 июля 2010 года. Кроме того, планируется принять пакет соглашений о нетарифном регулировании. В результате его принятия с 1 января страны Таможенного союза выйдут на единую систему ограничений во внешней торговле. Также предполагается оформить комиссию Таможенного союза в качестве наднационального органа, решения которого обязательны к исполнению во всех государствах Таможенного союза.

Примечательно, что в принятии решений относительно таможенного регулирования голоса между странами-участниками ТС распределились следующим образом: Россия – 57%, Казахстан – 21,5%, Беларусь – 21,5%.

Что ждет белорусскую экономику в каждой конкретной отрасли после начала действия Таможенного союза, до сих пор сказать сложно, ведь грядет глобальное изменение тарифов.

Как ранее заявлял директор департамента координации внешнеэкономической деятельности Министерства иностранных дел Валерий Садохо, "ожидается, что примерно по 2 тыс. товарных позиций из 11,5 тыс. будут опускать тарифы, по 470 позициям будут поднимать, но таможенный тариф по продовольствию должен быть примерно 20%, а по промышленным товарам 80%, – сказал представитель МИД. – И в совокупности тарифы снизятся еще примерно на 1%, что говорит о том, что мы еще больше открываем свой рынок в условиях нового интеграционного пространства".

В то же время, по данным российских СМИ, повышение ставок таможенных пошлин в России распространится на 4% товаров от общей номенклатуры. Понижение ставок ожидается на 14% товаров от номенклатуры. Ставки понизятся на концентраты соков экзотических фруктов, продукты питания для детей, материалы для фотографии, шерсть и ткани, фармсубстанции, детали для обуви, электрооборудование и так далее.

Предварительные показатели ставок ввозных таможенных пошлин по некоторым товарным позициям снижены: алкоголь – 15−20% (было 20%), одежда – 10% (20%), обувь – 10% (15%). Также существенное снижение пошлин ожидается в России на электрооборудование.

Вместе с тем для Беларуси наиболее актуально снижение пошлин на нефть. Уменьшение цен на энергоресурсы, безусловно, главный плюс вступления в Таможенный союз для страны. А главный минус для граждан страны – повышение пошлин на легковые автомобили. И хоть озвученная Дмитрием Медведевым возможность повышения пошлин на грузовые автомобили и компенсирует в определенной степени дискомфорт Беларуси, белорусским автолюбителям вряд ли от этого станет легче дышать после 1 января.

То есть, как минусы Таможенного союза будут проецироваться на белорусов – понятно. А вот как отразятся положительные аспекты такого сотрудничества на гражданах, можно только предполагать. Ведь не исключено, что бонус от "включения" Таможенного союза будет направлен на компенсацию кризисных явлений в экономике страны.

Эксперт Аналитического центра "Стратегия" Валерий Карбалевич:

– Машина по созданию Таможенного союза запущена, и она вряд ли будет остановлена. Понятно, что в этом образовании будет доминировать позиция России, но мнение Беларуси также будет учитываться. Я думаю, Россия готова идти на компромиссные решения.

Также думаю, что сиюминутная польза для Беларуси от вступления в Таможенный союз будет. Она связана, прежде всего, с тарифами на энергоресурсы. Но вот о перспективе у нас не задумываются. К примеру, Таможенный союз может препятствовать вступлению Беларуси в ВТО. Заявления о синхронизации усилий России и Беларуси по вступлению в данную организация – дипломатическая эквилибристика. Россия практически готова к такому вступлению, тогда как Беларусь прошла лишь половину необходимого пути. Кроме того, Таможенный союз может затруднить процесс взаимодействия Беларуси и по другим внешнеэкономическим проектам.

поделиться

Новости по теме

Новости партнёров