Между Россией и Беларусью может разразиться новая торговая война

tpp-inform.ru

Очередная торговая стычка между Россией и Беларусью возникла из-за тюбиков для упаковки продукции косметической, фармацевтической, пищевой промышленности и бытовой химии.

На российский рынок хлынул поток дешевых туб из Беларуси, произведенных в свободной экономической зоне "Минск". Речь идет о продукции компании "Леан Групп". За счет льгот, которые предоставляются резидентам зоны, компании удалось устанавливать на продукцию столь низкие цены, что российские производители не в состоянии конкурировать с ними.

Белорусская компания, зарегистрированная в свободной экономической зоне, не платит импортную пошлину при ввозе комплектующих, тогда как российские конкуренты ее платят по ставкам от 5 до 20%. Во-вторых, компания не платит НДС и налог на недвижимое имущество, тогда как российские компании уплачивают эти налоги в размере 18 и 2,2% соответственно. Кроме того, белорусская фирма платит пониженный налог на прибыль, который не превышает 12% (в России – 20%). Резидентам СЭЗ "Минск" предоставляются также льготные условия аренды.

Результат от таких льгот налицо: "Леан Групп" еще в 2010 году увеличила производственные мощности на 40% и практически монополизировала рынок туб.

Над российскими производителями аналогичной продукции нависла угроза закрытия. В Минпромторг и Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) уж поступило обращение российских производителей о защите от дешевого импорта тюбиков.

Министерство промышленности и торговли обещает защитить российские предприятия, но этот спор между Россией и Белоруссией в рамках Таможенного союза не первый и, видимо, не последний.

В целях защиты российских производителей Минпромторг 11 мая этого года направил документы в Евразийскую экономическую комиссию (ЕЭК). Министерство указало, что есть все основания для установления ограничений на выпуск ламинатных и экструзионных туб на таможенную территорию Таможенного союза, изготовленных в СЭЗ "Минск". Минпромторг исходит из Соглашения по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18 июня 2010 года.

Условия Соглашения предусматривают возможность введения ограничений со стороны ЕЭК количества товаров, изготавливаемых резидентом ОЭЗ из иностранного сырья и комплектующих, которые могут быть признаны товарами Таможенного союза. Ограничения могут устанавливаться в том случае, "если выпуск таких товаров на таможенную территорию Таможенного союза осуществляется в таких возросших количествах и на таких условиях, что это причиняет значительный экономический ущерб отрасли экономики государства – члена Таможенного союза или создает угрозу причинения такого ущерба".

При создании единого таможенного пространства свободные экономические зоны подвергались серьезному анализу. ОЭЗ предоставляет возможность завоза комплектующих и сырья по льготным таможенным пошлинам, которые ниже аналогичных платежей внутри Таможенного союза. Товар, произведенный в ОЭЗ, продается на внутреннем рынке союза, 90% которого – российский рынок. Эти зоны становятся воротами для поступления на него товаров третьих стран. Общеизвестно, что очень часто в таких зонах просто меняют этикетку, а не создают собственный продукт. Таким образом, зоны становятся одним из вариантов субсидирования за счет партнера.

Российским компаниям попасть на белорусский рынок несоизмеримо тяжелее. Такая ситуация нарушает основной принцип единого экономического пространства – свободное перемещение товаров и услуг, капитала и рабочей силы.

Примером может послужить недавний скандал между "Белавиа" и "Аэрофлотом". Стоит обратить внимание и на назревающий конфликт в автомобильной сфере между двумя странами. Как писала газета "ВЗГЛЯД" в апреле, китайская компания Geely собирается построить завод в Беларуси, чтобы экспортировать свои машины в Россию. Однако Россия еще пять лет назад дала понять, что не пустит китайский автопром на свой рынок.

Впрочем, возникают конфликты и вокруг российских экономических зон. Пять лет назад российские производители автомобилей потребовали забрать у калининградского автозавода "Автотор" таможенные льготы, которые он имел как резидент особой экономической зоны. Российские конкуренты «Автотора» аргументировали это тем, что льготный режим нарушает «равные условия конкуренции автопроизводителей». Таким способом они добились ухода с "Автотора" китайских автомобилей Chery.

Теперь "Автотор" в обмен на налоговые льготы ОЭЗ должен инвестировать в локализацию своего производства. После этого отношения с властями и конкурентами наладились.

Поток разбирательств как между членами Таможенного союза, так и в связи с присоединением России к ВТО будет только нарастать.

поделиться

Новости по теме

Новости партнёров