КГК: В туристической отрасли царит хаос

www.udf.by

Коллегией Комитета государственного контроля Республики Беларусь рассмотрена эффективность использования государственных средств, выделенных на реализацию Национальной программы развития туризма в Республике Беларусь на 2008–2010 годы.

Установлено, что государственными заказчиками Нацпрограммы "не обеспечено полное выполнение ее мероприятий и эффективное использование государственных средств".

Как следует из сообщения КГК, "вследствие непродуманных решений Минспорта и предложений местных органов, которые использовались при подготовке Национальной программы, за прошедшие три года она серьезно корректировалась, многие ее мероприятия дублируются в других госпрограммах".

"Важные туристические объекты не завершены либо вовсе не начаты строительством, - отмечает КГК. - Так, в 2008 году в Могилевской области не выполнено семь мероприятий Нацпрограммы, в Гомельской — 11, в Минской — четыре. Гродненский облисполком недостаточно активен в деле развития белорусской части Августовского канала".

По оценке Комитета госконтроля, "неэффективно использовано более 840 млн. рублей". Например, "более половины бюджетных ассигнований, направленных на реализацию подпрограммы "Кадровая политика. Научное и учебно–методическое обеспечение туристической отрасли" (в 2008 году — 278,4 млн. руб.) использованы на пополнение и ведение Государственного кадастра туристических ресурсов Республики Беларусь".

Большая часть средств, выделенных на подпрограмму "Маркетинг туристических услуг", израсходована на "подготовку и издание печатных и визуальных рекламно–информационных материалов о туристическом потенциале Беларуси", однако на момент проверки "значительная часть рекламной продукции на сумму 687,4 млн. руб. хранилась на складах".

Состояние туристической отрасли требует модернизации, т.к. инфраструктура туризма (в первую очередь, гостиничный фонд) характеризуется в основном устаревшей материальной базой и почти полным отсутствием необходимых объектов вблизи историко–культурных памятников, национальных парков, водных систем, автодорог.

Неудовлетворительное состояние придорожного сервиса во многом обусловлено тем, что "местные органы власти не только мало работают с инвесторами, но порой чинят им препятствия". Так, частное предприятие "БелСтрой", владелец туристско–гостиничного комплекса "Рыньковка" Брестского района, в 2008–2009 гг. не раз обращалось в райисполком с просьбой выделить 5-6 га земли для строительства второй очереди комплекса. На очередное обращение "БелСтроя" Брестский райисполком сообщил, что "рассмотреть заявление не представляется возможным из–за допущенных при его оформлении недостатков, которые, по сути, имели чисто формальный характер".

В последние два года несколько активизировалось развитие агроэкотуризма, однако его сдерживают "необходимость прохождения процедуры регистрации иностранными гражданами, прибывающими в Беларусь на срок свыше 3 суток, а также отсутствие налоговых, имущественных, кредитных льгот у сельскохозяйственных и лесохозяйственных предприятий, создающих агроэкотуристические комплексы". КГК полагает, что заинтересованные министерства должны выступить с соответствующими инициативами с целью устранения названных негативных факторов.

Повышенного внимания заслуживает иностранный охотничий туризм, в котором также имеется ряд проблем. Во–первых, как сообщает КГК, "не решен вопрос оформления ввоза/вывоза иностранцами охотничьего оружия и боеприпасов", — а это сложная и долгая процедура. Во–вторых, препятствует "раскрутке" иностранного охоттуризма забюрократизированный и длительный процесс выдачи государственной ветеринарной службой трофейного листа и ветеринарного свидетельства для вывоза охотничьих трофеев из Беларуси". Очевидно, что решение этих вопросов, если они будут инициированы Минспорта, Минлесхозом и Минприроды, также поможет охотничьему туризму и притоку валюты в республику.

Всего по результатам контрольно–аналитических мероприятий установлено "незаконное получение и нецелевое использование бюджетных средств на сумму 91,3 млн. руб., неэффективное использование более 840 млн. руб. бюджетных средств, нецелевое использование 260 млн. руб. кредитных ресурсов".

"На 20.11.2009 восстановлено в бюджет 91,9 млн. руб., уменьшено на 62,9 млн. руб. бюджетное финансирование, на 6 юридических лиц и 40 должностных лиц наложены административные взыскания, в дисциплинарном порядке наказано 38 работников, в том числе 2 — освобождено от должности, в бюджет поступило 107 млн. руб. налогов. Кроме того, возбуждено 8 уголовных дел (по фактам уклонения от уплаты налогов, незаконной предпринимательской деятельности и другим)", - говорится в сообщении КГК.

поделиться

Новости по теме

Новости партнёров