Беларусь заплатит за нефть металлоломом

"Республика"

Итоги года для авторынка России оказались неутешительными. Импорт легковых автомобилей сократился на 74%. Сегмент подержанных иномарок пострадал еще сильнее. В дальнейшем картина ухудшится: Россию захлестнет поток автохлама из Беларуси.

То, что авторынок России едва ли переживет первый кризисный год, было очевидно еще в самом его начале, когда чиновники ввели запретительные пошлины на подержанные иномарки, а на новые подняли таможенные поборы до 30%, что вместе с НДС и акцизом увеличило стоимость машин вдвое.

Собственно говоря, так и произошло — рынок год пережил с трудом и почти рухнул. По данным Федеральной таможенной службы (ФТС), в январе — ноябре 2009 года, по сравнению с аналогичным периодом 2008-го, импорт легковых автомобилей в Россию сократился на 74,1% и составил 481 тыс. машин. Если в денежном исчислении, то за этот период в Россию было ввезено легковых автомобилей на $7,822 млрд. В частности, из стран дальнего зарубежья ввезли 435,9 тыс. машин на $7,533 млрд, а из СНГ — 45,8 тыс. машин на $288,9 млн.

В ближайшее время расклад, скорее всего, изменится — и не в лучшую сторону. В связи с началом действия Таможенного союза России, Казахстана и Беларуси не исключена вероятность, что Россию захлестнет поток металлолома из братских республик. И уже по итогам 2010 года разрыв между импортом из стран дальнего зарубежья и СНГ не будет таким серьезным.

Как известно, пошлины на иномарки в рамках Таможенного союза будут выравниваться по российскому образцу. Для белорусских бизнесменов, привыкших к дешевой растаможке, это станет тяжелым ударом. Как подсчитало белорусское бюро ПРАЙМ-ТАСС, с началом действия новых размеров таможенных пошлин ставки в некоторых случаях вырастут в 10 раз. К примеру, растаможка автомобиля 2003 года с дизельным двигателем объемом 2 литра, которая сейчас составляет 800 евро, по новым ставкам будет доходить до 8 тыс. евро.

Растаможка новых автомобилей увеличится не столь значительно, но тоже подорожает. Так, за ввоз нового автомобиля с дизельным двигателем объемом 1,9 литра по прежним белорусским нормам нужно было платить 1330 евро, а по новым — 3610 евро.

Как сообщило агентство Рейтер со ссылкой на председателя правления Белорусской автомобильной ассоциации Сергея Михневича, из-за увеличения таможенных пошлин на новые машины до уровня российских доля новых автомобилей на рынке Беларуси сократится в 4—5 раз с 11—15% в 2009 году.

Новые таможенные пошлины на легковые автомобили для юридических лиц вступили в действие 1 января 2010 года. А вот когда за ними последуют пошлины для физических лиц — неизвестно. Возможно, в июне этого года. Выводы очевидны — в ближайшее время перегонщики начнут «затариваться». По словам Сергея Михневича, ввоз подержанных иномарок физическими лицами будет превалировать. "Он будет гигантским. Люди будут покупать машины впрок, а после июля эти машины повезут в Россию. Это будет очень выгодно", — заявил эксперт. В том, что предприниматели Казахстана будут поступать ровно таким же образом, сомневаться не приходится.

Эта перспектива, мягко говоря, напугала наблюдателей и участников российского автомобильного рынка. "Мы опасаемся, что резкий рост импорта подержанных автомобилей из Белоруссии в результате создания единого таможенного пространства в 2010 году может серьезно повредить автопроизводителям в России", — заявил вице-председатель комитета автопроизводителей АЕБ Мартин Ян.

"Если здесь я куплю Mazda6, то, потратив $50 на билет на поезд до Минска, я смогу позволить себе Audi A6 за те же деньги", — процитировало агентство Рейтер гендиректора автоторгового холдинга "Атлант-М" Олега Хусаенова. Менеджер оценивает импорт автомобилей через Беларусь в Россию в 2010 году в 200 тыс. штук.

Вопрос, стоило ли в начале прошлого года вводить запретительные пошлины и почти полностью перекрывать импорт подержанных иномарок (по данным "АВТОСТАТа", в первом полугодии 2009 года их ввоз в Россию сократился на 97% до 10 тыс. штук), чтобы затем вновь открыть клапан, но уже для ввоза автохлама не непосредственно из Японии или Европы, а из Беларуси и Казахстана? Вопрос праздный. Ввоз подержанных иномарок напрямую из страны-производителя выгоднее для всех, в том числе и для российского бюджета.

Невыгодно это будет лишь для российских автосалонов, торгующих новыми иномарками. Их космически дорогая из-за высоких пошлин продукция продолжит пылиться в гигантских прозрачных шоу-румах.

Впрочем, Олег Хусаенов считает, что дилеры смогут заняться импортом подержанных иномарок через СНГ, оформляя автомобили по системе trade-in. А значит, Россия благополучно вернется в те самые знаменитые "лихие 90-е", когда по дорогам в основном колесили древние тонированные "бандитки", "хулиганки" и прочий зарубежный металлолом 15—20-летней давности.

поделиться

Новости по теме

Новости партнёров