Что за Гранд выиграла грант на разработку бренда Минска


Грант в 300 миллионов белорусских рублей на разработку бренда Минска выиграла британская компания INSTID, возглавляемая супругами Натальей и Александром Гранд, до недавнего времени носивших фамилии Лещенко и Федулин. Судя по всему, выбор белорусских властей не случаен.

В июле этого года тендерным центром Мингорисполкома был объявлен конкурс на закупку услуги по разработке бренда Минска. Из десятка компаний подавших заявки жюри должно было выбрать одну, которая и будет разработать бренд белорусской столицы, а именно выработает логотип и фирменный стиль города. На эти цели из бюджета выделено 300 миллионов рублей. В конце августа было объявлено, что бренд Минска создаст британская компания INSTID, которая, как сообщается, ранее реализовала аналогичный проект для Лондона.

Вскоре после этого в редакцию "Белорусского партизана" поступило несколько писем от различных адресатов, в которых сообщалось, что эту британскую компанию в действительности возглавляют белорусы и не просто белорусы, а белорусская оппозиция. Так, в одном из писем присланных на почту редакции указывалось, что главой департамента исследований является некто Наташа Гранд (ранее носившая фамилию Лещенко, выпускницы БГУ и автора ряда статей по общественно-политической тематике). В качестве доказательства оппозиционности главы департамента исследований британской компании, приводится цитата из ее старой статьи: "Белорусский режим характеризуется наличием политзаключенных, произвольными арестами, избиениями политических активистов, ограничением фундаментальных демократических прав. Более того, всевластие служб безопасности породило атмосферу страха в белорусском обществе". Также автор письма указывает на то, что на актуальной версии сайта, в числе экспертов компании INSTID присутствует известный белорусский журналист "Белгазеты" Виктор Мартинович.

Спустя несколько дней, мы получили еще одно письмо с критикой еще не созданного бренда Минска и компании INSTID. Все это дало нам основания думать, что авторы этих писем - завистники из числа проигравших тендер на разработку бренда компаний, которые решили скомпрометировать английскую фирму, используя независимые ресурсы. Однако, не смотря на это, мы решили разобраться, что произошло.

В сообщении госагентства БЕЛТА, говорится, что INSTID ранее разрабатывала бренд Лондона. Однако, на сайте компании об этом нет ни слова. Нет на сайте и никаких работ, фотографий и видеороликов, дающих представление о предлагаемых компанией услугах. Из полезной информации там только перечислены 14 клиентов компании (среди них МИД Беларуси, посольство Беларуси в Великобритании, 6 клиентов из России и 2 из Америки), а также объявление о поиске людей из Минска "на позиции менеджера проекта, медиа-менеджера и специалиста по связям со спонсорами".

Стоит также отметить, что в своем недавнем интервью "Еврорадио" Наталья Гранд признала, что и конкретных предложений по имиджу Минска в компании пока не имеют. По ее словам, прежде всего специалисты из INSTID собираются провести исследование среди жителей белорусской столицы, которые должны помочь определить характерные черты города.

Какого-то давления со стороны проигравших конкурс компаний и противодействия работе в Беларуси, по признанию самой Натальи Гранд, INSTID не ощущает.

"Нашу работу и деятельность встречают в Минске с большим интересом. Люди, особенно из творческих кругов и студенты, предлагают свою помощь и участие. Есть интерес со стороны бизнеса" - рассказала Гранд "Белорусскому партизану".

"Власти нормально сотрудничают. Проект получает широкое освещение в медиа. Исследование идет по плану, минчане охотно делятся своими мыслями, задумываются над поставленными вопросами", - сообщила она.

Однако, для независимых экспертов, выбор тендерного центра Мингорисполкома выглядит странно.

Так, у директора маркетинговой и PR-компании ООО "Агентство Деловых Связей" Валентина Лопана факт того, что бренд Минска будет разрабатывать британская компания вызывает искреннее недоумение.

"После таких конкурсов, тендеров не знаю даже, как это назвать, все брендинговые компании страны должны просто самоликвидироваться, потому что это позор", - считает Лопан. - "Я не знаю по каким критериям их выбрали, но то, что они предлагают (какие-то семинары, конференции и т.д.) - это просто распил бюджета и сотрясание воздуха. Стоит только поставить задачу – разработайте нам, нарисуйте - и десятки белорусских дизайнеров предложат вам готовую концепцию. Меньше надо комплексовать, меньше надо проводить всяких там конференций, а надо просто дело делать".

"В Беларуси много людей, которые могут сделать это на очень хорошем, достойном уровне" - убежден Лопан.

Как удалось выяснить "Белорусскому партизану" Наталья Гранд также является обозревателем прессы на канале BBCWorldTVChannel в программе WorldBusinessReport, где комментирует события в странах СНГ. Имеет степень доктора социологии, полученную в Лондонской школе экономики. Специализируется Гранд на изучении политических идеологий, национализма и процессов национального строительства, а также политических и предпринимательских рисков в России и странах СНГ и является автором двух научных статей о посткоммунистическом развитии Беларуси, в целом критические по отношению к режиму Лукашенко.

Однако, оппозиционной компанию INSTID назвать очень сложно. Свою известность INSTID (ранее позиционировавшаяся как Институт государственных идеологий) получил в 2009-2010 годах, после того как Беларусь разорвала отношения с британским пиарщиком лордом Тимоти Беллом. Официальный Минск был неудовлетворен тем, как Bell Pottinger Group провела кампанию по улучшению имиджа Беларуси и Александра Лукашенко в странах Евросоюза. Освободившую нишу пытались занять многие, в том числе INSTID, предложив несколько иную концепцию. Но до контракта дело не дошло.

Примечательна также реакция компании INSTID на введение Евросоюзом санкций против белорусского режима после фальсификаций выборов 2010 года и массовых репрессий против оппозиции. В своем блоге Наталья Лещенко-Гранд пишет, что введение санкций ЕС против руководителей Беларуси – неэффективный подход. А белорусскому руководству советует не выполнять требования ЕС (выпустить на свободу задержанных 19 декабря и провести новые выборы). Это ей кажется противоестественным т.к. "существует опасность "потерять лицо", напрямую и публично подчиняясь внешней воле". Гранд вместо этого призывает "строить взаимодействие с Европой в сферах, которые не затрагивают санкции ЕС. Где не работает политика, нужно чтобы работала экономика и культура".

На вопрос, чем вызваны такие разительные изменения политических взглядов Наталья Гранд заявила нам следующее - "12 лет я занимаюсь изучением белорусской национальной идентичности и идеологий, защитила по этой теме диссертацию в Лондоне, имею научные публикации в англоязычных журналах. Моя позиция была и остается в том, что для развития Беларуси важно и полезно взаимодействие с внешним миром, и такому взаимодействию нужно способствовать. Именно с этой позиции я выступала и выступаю на самых разных площадках и обращаюсь ко всем аудиториям - от оппозиции до властей и обычных граждан. Я разговариваю со всеми, кто имеет возможность влиять на ситуацию, не примыкая к одному определенному "лагерю".

"Я действую последовательно и свою позицию держу четко. Что касается настоящего проекта - он не за власти и не против властей. Он за Минск", - заявила Наталья Гранд.

Учитывая такую позицию руководства компании, то, что выбор белорусских властей доверить разработку бренда Минска британской компании INSTID , уже не кажется таким странным решением.

поделиться

Новости по теме

Новости партнёров