Российско-белорусский конфликт напугал Европу

www.gzt.ru

Пять европейских стран – Венгрия, Чехия, Германия, Польша и Словакия – могут столкнуться с перебоями поставок российской нефти, получаемой транзитом через Беларусь по нефтепроводу "Дружба".

Такое опасение высказали представители Международного Энергетического Агентства. По их мнению, отсутствие договоренности по ставке экспортных пошлин на российскую нефть может бумераном ударить по европейским потребителям.

"Пока нельзя говорить о неотвратимой угрозе падения поставок, но для урегулирования конфликта между Россией и Беларусью потребуется некоторое время", – цитирует выдержки из отчета МЭА агентство Bloomberg. Между тем, у пяти европейских стран – Венгрии, Чехии, Германии, Польши и Словакии – аварийных запасов нефти хватит на три месяца.

Трубопровод "Дружба"

Трубопровод "Дружба" протяженностью около 6000 километров является крупнейшей системой трубопроводов в мире. Северный участок нефтепровода проходит по территории Беларуси, Польши и Германии, а южный – Украины, Чехии, Словакии и Венгрии.

Российско-белорусский конфликт напугал Европу

Причиной для беспокойства представителей МЭА стало заявление "Транснефти" о том, что прокачка нефти на Мозырский и Новополоцкий ("Нафтан") нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) может быть остановлена из-за отсутствия заявок со стороны российских нефтяных компаний. "Компании-поставщики подтвердили перекачку определенного количества нефти на завод в Мозыре лишь за один день. Тогда как обычно это делается с учетом трех последующих дней", – ранее заявил представитель нефтепроводной монополии Игорь Дёмин. В то же время, российская и белорусская стороны не устают уверять, что разногласия не повлияют на поставки в Европу.

Нефтяные споры

Суть нефтяного конфликта между России и Беларусью состоит в том, что с 1 января 2010 года должно было закончиться действие понижающего коэффициента (0,356) пошлины на экспорт российской нефти и нефтепродуктов в Беларусь. По нефтепроводу в Беларусь по льготным ставкам поставлялось около 21 млн тонн нефти в год, автомобильным и железнодорожным транспортом – 4-5 млн тонн, а также около 3 млн тонн нефтепродуктов. Российская сторона предложила нефть в объемах, необходимых для внутреннего потребления (по оценкам российской стороны, 6,3 млн тонн нефти в год) поставлять беспошлинно, всю остальную продукцию облагать стопроцентной пошлиной.

В свою очередь, Беларусь пыталась расширить льготы и начала переговоры с Россией о получении 8 млн т с нулевой пошлиной. По данным Минэнерго, собственная добыча в Беларуси составляет 1,7 млн тонн. По оценкам аналитика ING Group NV в Лондоне, с учетом текущих цен на нефть, потери российского бюджета могут составить порядка 2 млрд. долл.

Пока компромиссное решение не найдено, все это заставляет экспертов МЭА подсчитывать потенциальные потери.

Почем "Дружба"

В прошлом году Польша получала 385 тыс. баррелей в день, или 93% от совокупного импорта нефти по северное ветке нефтепровода "Дружба". В Германии этот показатель составил 300-400 тыс. баррелей в день, или более, чем 20% от всего импорта, прокачиваемого по трубе, подсчитало МЭА.
По южному ответвлению нефтепровода "Дружба", которое проходит из Беларуси через Украину, поставляется 115 тыс. баррелей в день в Словакию и 130 тыс. баррелей в день в Венгрию, что составляет 100% импорта этих двух восточноевропейских стран, согласно данным за прошлый год, говорится в отчете. По нефтепроводу также поступает порядка 90 тыс. баррелей в день в Чехию (60% импорта этой страны).

У Венгрии и Словакии есть альтернативный маршрут по импорту нефти через Хорватию по дну Адриатики, Чехия может получать нефть из Триеста, крупного порта на севере Италии.

"Пока в Европе нет восприятия какой-то неминуемой опасности для получателей нефти", – говорит директор программ России и СНГ Германского совета по внешней политике Александр Рар. По словам эксперта, психологически это очень легко объяснить. "Нефть – это не газ, который год назад мог поступать только через одну трубу на юг Европы. Ее можно очень быстро закупить танкерами, и каким-то образом решить эту проблему, если она возникнет", – считает Рар.

По мнению главного редактора журнала "Россия в глобальной политике" Федора Лукьянова, на сегодняшний день ни у российской, ни у белорусской стороны нет желания доводить ситуацию до того, что было год назад с Украиной. "Масштаб урона имиджевого и репутационного был очень велик и для России, и для Украины", – поясняет Лукьянов.

Вместе с тем, эксперт считает, что идет торговля, традиционная для взаимоотношений России с соседями вообще, но России и Беларуси в особенности. "Лукашенко использует все имеющиеся у него инструменты, чтобы выжить экономические преференции. В данном случае белорусский президент пользуется тем, что есть проект Таможенного союза, который очень важен для России", – говорит Лукьянов.

"Если конфликт не будет в ближайшее время разрешен, это станет серьезным ударом по энергетическому альянсу с Россией, вновь окажется под вопросом надежность Беларуси как страны-транзитера", – полагает Александр Рар. По его словам, запад не будет разбираться – кто прав, кто виноват, тем более, что очень многим спор России и Беларуси представляется сложным и абсолютно непонятным. "Если обе стороны четко договариваются о Таможенном союзе, то было достаточно времени, чтобы определить, как работать в сфере газа и нефти. В свою очередь, возникает мысль о том, что, видимо, неправильно велись переговоры, что все сделано поспешно. В результате забыли очень большую сферу", – обращает внимание Рар.

Федор Лукьянов считает, что, в итоге, какой-то вариант разрешения конфликта будет найден, но как обычно, дело не обойдется без скандала, и, возможно, без вмешательства первых лиц.

поделиться

Новости по теме

    Минск не дожал Москву

    Беларусь согласилась с увеличением тарифа на транзит российской нефти в 2012 году на 8,3% вместо ранее запрашиваемых ею 20%, сообщил "Интерфаксу" источник в Федеральной службе по тарифам (ФСТ) РФ.подробности

Новости партнёров