"Панорама" уделила выборам меньше внимания, чем погоде и спорту

UDF.BY

Пресс-конференция Белорусской ассоциации журналистов, на которой были представлены результаты мониторинга 17 государственных и независимых СМИ за период 2-15 сентября, прошла 18 сентября в Минске.

Мониторинг ставил задачи оценить, насколько профессионально белорусские СМИ освещают избирательный процесс, обратить внимание на проблему профессионального освещения кампании, а также проанализировать влияние медиа на электоральный выбор.

Для государственных СМИ характерны цензура и замалчивание

Несмотря на то, что указанный период является наиболее активной фазой избирательной кампании, государственные СМИ не обеспечили должной информационной поддержки. Они не представляли конкретных кандидатов, не называли их фамилий и не обращали внимания на партийную принадлежность, ограничившись при анонсировании ТВ-передач лишь указанием номера избирательного округа и даты эфира.

"Медиа стремились держать главных действующих лиц – кандидатов – в тени", – отметил глава мониторинговой группы БАЖ Алесь Антипенко. – "Мы можем наблюдать интересную ситуацию, когда выборы могут происходить и без самих кандидатов".

Примечательно, что даже в ТВ-программе передачи назывались не "Дебаты" или "Выступления кандидатов", а просто "Выборы-2012". К тому же записи выступлений так и не появились на веб-страницах телеканалов, а вышедшие сюжеты подвергались цензуре. Дебаты так не стали выражением политической борьбы.

Что касается освещения деятельности различных субъектов избирательного процесса, то главное внимание государственные медиа уделяли ЦИК. Так, новостная передача "Панорама" отвела ЦИК 40,3% времени, западным наблюдателям – 18,2%, наблюдателям из СНГ – 14%, неперсонализованному кандидату – 6%. Остальные субъекты получили 0,1-5% времени.

В то же время "Панорама" уделила выборам (1,88%) внимания меньше, чем погоде (2,82%) и спорту (14,7%). И это характерно для госмедиа.

Таким образом, государственные СМИ выполняют установку на деполитизирование электората, а также маргинализацию оппозиционных кандидатов.

Доминирует нейтральное освещение выборов

Однако, что удивительно, в отличие от предыдущих лет в государственных СМИ доминирует нейтральное освещение избирательного процесса. Хотя в самом начале предвыборной кампании и были задействованы отработанные технологии "черного" пиара. Однако Алесь Антипенко предполагает, что "черный" пиар припасен на "черный день".

"Залп будет дан накануне выборов. Смотрите по белорусскому телевидению 22 сентября", – в шутку анонсировал пропагандистские сюжеты медиаэксперт.

Также была выявлена политическая реклама в ознакомительных роликах, запускаемых перед дебатами. В них рассказывалось, как много сделала действующая местная власть – т.е. провластные кандидаты выставлялись в лучшем свете. Впрочем, и такой рекламы в этой кампании меньше.

Независимые СМИ недорабатывают

Менее поляризованы и негосударственные медиа, также стремящиеся к нейтральному освещению событий, в отличие от кампаний прошлых лет. Здесь самым активным можно назвать ресурс "Белорусские новости", который освещает 31 субъект избирательного процесса. Для сравнения: "Народная воля" упомянула 8 субъектов, "Наша Ніва" – 6, "Комсомольская правда в Белоруссии" ("толстушка") – 5. Первые две газеты выражают критичное отношение к власти, последняя – нейтральное по отношению ко всем субъектам.

Почему населению безразличны выборы

Наряду с замалчиванием предвыборной активности со стороны государственных СМИ наблюдается и падение интереса к кампании со стороны избирателей. Причин несколько. Во-первых, когда кампания проходит вяло, медиа просто не о чем писать.

"Государственным медиа не хватает драматизма: нет столкновений, конфликта", – заметил Антипенко. – "В освещении этой кампании вообще отсутствует какой-либо креатив".

Во-вторых, это эффект установки государственных СМИ – да и властей в целом – на деполитизирование населения. Одной из причин падения интереса к выборам можно назвать и то, что "политика – дело небезопасное, как это было продемонстрировано много раз".

Причем застой в политической жизни сказывается непосредственно на активности политических субъектов.

"Устали все – избиратели, идеологи и сами кандидаты", – констатировал медиаэксперт.

После всех инфляций и девальваций люди, разочаровавшись в белорусском политическом процессе, решают проблемы в рамках индивидуальных проектов – уезжают подальше от наших реалий.

"Значительное количество белорусов уже не имеет позитивных ожиданий относительно будущего. Социологи фиксируют, что растет количество людей, которые уже не рассчитывают на то, что могут сами изменить экономическую и политическую ситуацию в стране", – подчеркнул Антипенко.

Медиаэксперт также отметил, что в белорусских выборах отсутствует какая-либо динамика и борьба. Это соответствует концепции "тихих выборов", выборов как ритуального действа, которое призвано продемонстрировать лояльность избирателей к действующей власти.

Поэтому закономерно, что общая характеристика периода мониторинга – полное отсутствие в государственных медиа мнений самих избирателей о программах кандидатов и их отношении к социальным, экономическим и политическим проблемам белорусского общества.

поделиться

Новости по теме

Новости партнёров