Финансовый кризис. Народные приметы, как его распознать

Елена Толкачева, Юлия Макарова, "Комсомольская правда"

Народная интуиция сломает любую экономическую выкладку. Потребительские вкусы обретают кризисные черты еще до того, как аналитику объявляют о крахе. Мы решили посмотреть, по каким народным приметам во всем мире определяют кризис, и определить, срабатывают ли они в Беларуси. 1. ПРИМЕТЫ В ОЧЕРЕДЯХ "Тебе сколько пачек сахара брать? Я себе 10 беру", - вспомните, сколько раз мы слышали эту фразу в прошлом году? Когда начался финансовый кризис, белорусы активно стали готовить припасы: в магазинах скупалось все - от сахара, соли и гречки до водки и уксуса. Причем брали все большими партиями: себе, родственникам и знакомым, которые в рабочее время не смогли выбраться в магазин. А автомобилисты стояли в очередях на заправках (некоторые даже с канистрами) - такая была реакция на слухи о подорожании топлива. Но экономисты и аналитики уже давно не считают такое поведение населения приметой кризиса. Закупался народ у нас всегда впрок, да и паниковать у нас никому не запретишь. Поэтому, если видите, что в магазине выстроилась очередь за гречкой, не спешите занимать ее. Тем более что если она будет лежать долго в кладовке, то и вовсе может испортиться. Ну а в этом году, как видим, ни очередей, ни паники особой нет. 2. РАЗОЙДЕМСЯ ПО-СЕМЕЙНОМУ Чем худее кошелек, тем меньше шансов уйти налево. Похоже, именно так размышляют американские эксперты. Они уверены, что в кризис семьи становятся крепче. С одной стороны, финансовые невзгоды могут легко доконать любой несчастливый брак. С другой - ничто так не укрепляет семью, как общий кредит на квартиру. А что у нас? Согласно статистике, в 2011 (кризисном) году на 1000 белорусов приходилось 9,2 брака и 4,1 развод. При этом за год сыграли свадьбу 86 785 тысяч человек, а развелись только 38 584 тысячи. А вот за первые семь месяцев этого года, когда доллар стабилен и не надо искать по магазинам гречку, белорусы заключили 36 942 брака и 24 634 развода. Выходит, ощущают себя белорусы уверено, за рай в шалаше не цепляются и при первой возможности возвращаются к холостяцкой жизни. 3. КРАСЬТЕ КРАШЕ Женщины лечат шопингом и душевные невзгоды, и финансовые. Если семеро по лавкам не плачут, то и на последние 100 тысяч надо прихорошиться. Во Франции, кстати, одна косметическая фирма даже предложила "индекс губной помады" в качестве индикатора кризиса. Логика простая: во времена спада наскрести на платьишки непросто, и барышни закупают тонны декоративной косметики. В непростом для мировой экономики 2001 году продажи помады выросли на 11%, а в Великую депрессию - вообще на четверть. Одна моя знакомая, кстати, сама того не зная, поучаствовала в этом "индексе губной помады". В прошлом году, помню, она с придыханием рассказывала, как накупила себе на последние 700 тысяч разных шампуней, кремов, масок для лица, тела и волос и прочих тюбиков и баночек. На резонный вопрос "Зачем так много?" ответила просто: "Потом цены поднимутся, и я не смогу себе позволить этого". - Я давно работаю с косметикой и не сказала бы, что в прошлом году как-то больше продавалось, - поделилась с "Комсомолкой" хозяйка одной из торговых точек в торговом центре. - Женщины всегда покупают много и чаще всего про запас. Сегодня крем закончится и надо бежать покупать. А так купил несколько баночек - и можешь спокойно рассчитывать свой бюджет без этих трат. А вот с помадой все не так - ее женщины выбирают долго и не берут сразу несколько тюбиков. Так что индексы эти не совсем верны. 4. ВОЗЬМИТЕ ПЕСТРЕНЬКИЕ Мужчины ведут себя прямо противоположным образом. Почуяв неладное в мире финансов, они превращаются в прижимистых скупердяев. Бывший глава Федеральной резервной системы США Алан Гринспен, серьезный вроде бы экономист, уверял, что вместе с курсами акций непременно падают продажи мужского белья. В нестабильной обстановке потратиться на лишние труселя сильный пол никак не в состоянии. - Для вас, наверное, не секрет, что мужчины-то сами особо не покупают белье. Чаще мамы да жены приходят, - рассказала продавец отдела мужского белья одного из столичных магазинов. - Сказать, что кризис подкосил продажи, нельзя. А вот носки мужские в прошлом году скупали пачками. Брали подешевле и побольше. Сейчас поменьше покупают. 5. ВЫПИВАЕМ ДОМА Британцы вычисляют кризис по продажам пива в барах. В сытые времена местное население выпивает в заведениях, в голодные - дома. У нас же продажи алкоголя в магазинах действительно выросли, но не намного. Да и в кафе люди стали ходить реже, но не до конца отказались от этого развлечения. - Да, в прошлом году люди не особо охотно выпивали в кафе. Ведь цены действительно разнились, да и финансовое положение у многих было не совсем стабильным, - рассказал официант минского кафе. - Да и сегодня, если честно, учитывая цены, люди немного тратят на алкоголь. Ведь в магазине эта же бутылка, например водки, стоит в три раза дешевле. Поэтому многие ограничиваются бокалом пива или одним коктейлем. Правда, справедливости ради, скажем, что пустых столиков по выходным в столичных кафе и в кризисный 2011-й, и сейчас - не сыскать. Вот и думайте: плохо или хорошо мы живем? 6. ПЕРЕХОДИМ НА СВОЙ КАРТОФЕЛЬ Вместе с походами в бары беднеющие горожане начинают экономить на еде. Многие стали закупать продукты на скидках и акциях, причем упаковками, чтобы под завязку заполнить домашние хранилища. Например, сахара в прошлом году белорусы скупили 195 тысяч тонн, что на 30 тысяч больше, чем в 2010 году. Мяса и мясопродуктов на 20 тысяч тонн больше - 775 тысяч тонн. Есть и те продукты, которые белорусы, наоборот, стали меньше покупать. К примеру, овощей купили на 5 тысяч тонн меньше, а картофеля - на все 15 тысяч тонн. 7. ИНТЕРНЕТ ЦВЕТЕТ И ПАХНЕТ В Японии, например, практически каждый год население меняет технику в доме. Причем не ограничивается новым телевизором, а закупает все - от видеокамеры до холодильника. Европейцы чуть поспокойнее, но тоже стремятся, несмотря ни на что, купить новую плазму в гостиную. В ход идут разные уловки - от скидочных сайтов до интернет-аукционов с доставкой из Гонконга - там электроника уж больно дешево стоит. Экономисты тоже не дремлют: ежели народ повалил во всемирную паутину, пора насторожиться. Да я и сама недавно стала заложником интернет-магазинов, когда поняла, что телефон, который я хочу приобрести, в магазине стоит почти в 1,5(!) раза дороже, чем на сайте. - Цены в интернете действительно на 5 - 20% ниже, чем в магазинах. Да и равняемся мы не на магазины, а на зарубежные сайты и платежеспособность покупателей, - говорит продавец одного из интернет-магазинов. - Плюс есть здоровая конкуренция, когда ты видишь на сайтах конкурентов их цены и можешь тут же менять свои. В кризис заказов, наоборот, было больше, люди вкладывали деньги в технику и серьезные покупки. Сейчас все немного выровнялось, но сказать, что стали покупать меньше или больше, не могу.

поделиться

Новости по теме

Новости партнёров