В автомобильных салонах царят уныние и пустота

"Рэспубліка"

Минувший год был одним из самых сложных в истории автомобильной индустрии. Но, несмотря на все трудности, европейцы все же смогли удержать падение рынка и в итоге отделались "малой кровью".

В конце концов спад чуть более чем на 1,5 % вполне приемлемая цифра. Конечно, специалисты не исключают, что без поддержки государства рост авторынка Европы в нынешнем году может прекратиться, но белорусские продавцы автомобилей на фоне европейских коллег и вовсе выглядят фаталистами, предрекая падение продаж в Беларуси в 3—4 раза.

Как отмечают в автомобильной ассоциации БАА, в 2009 году объем продаж новых автомобилей в Беларуси сократился по сравнению с 2008 годом на 39 % и составил 18 574 автомобиля. Хотя, отмечают в БАА, даже такие цифры выглядят неплохо относительно результатов наших ближайших соседей. Например, российский авторынок по итогам минувшего года «просел» на 49,7 %, а украинский и вовсе на 71,4 %. Куда более худшая динамика среди европейских стран наблюдалась у Латвии (-80,5 %) и Исландии (-77,6 %). На четвертой позиции оказалась Литва (-67,4 %) и замыкает пятерку аутсайдеров Эстония, где снижение составило 66,2 %.

Вместе с тем в некоторых государствах Старого Света авторынок в 2009 годы рос, но происходило это за счет стимулирующих госпрограмм. Лидером по приросту продаж по итогам 2009 года стала Германия, где реализация автомобилей выросла на 23,2 %. Меры по стимулированию спроса, предпринятые европейскими правительствами, обеспечили рост также в Чехии (+12,2 %), Франции (+10,7 %), Австрии (+8,8 %), Словакии (+6,7 %) и Польше (+0,1 %).

Впрочем, удачи или неудачи соседей не трогают и не радуют белорусских продавцов автомобилей. В минувшем году мало какое событие в национальной экономике обошло стороной этот сектор.

Например, после девальвации белорусского рубля продавцы столкнулись с кратковременным ростом спроса со стороны населения. Но после январского ажио тажа воцарилось затишье. Пытаясь поскорее распродать свои склады, продавцы объявили «аттракцион невиданной щедрости» – покупателей привлекали беспрецедентными скидками и спецпредложениями. Как говорит директор по маркетингу компании "Атлант-М Фарцойгхандель" Александр Демидович, дисконт на новые авто в 20—25 %, который предлагали отдельные автомобильные бренды, уже остался в прошлом и стал историей, но, с другой стороны, наглядно продемонстрировал, на что могут пойти продавцы, доведенные до отчаяния.

Однако самое главное событие года для авторынка — создание Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана. Именно оно кардинально повлияло на сегмент новых автомобилей. Накануне новогодних праздников продавцы столкнулись еще с одной волной ажиотажного спроса. По данным БАА, в декабре было реализовано 2636 машин, в то время как самым удачным месяцем года был постдевальвационный январь (1902 автомобиля).

После заключения соглашения о создании единого Таможенного союза ожидается, что вскоре белорусские потребители могут встать перед нелегким выбором. Им придется покупать западные иномарки, но по высокой цене, либо же делать выбор в пользу более дешевой, но менее качественной продукции российского автопрома. В любом случае вектор поставок переместится в сторону восточной границы.

Как отмечает председатель правления БАА Сергей Михневич, на сегодняшний день стоимость импортируемых авто из Германии почти идентична ценам на авто, которые собраны в России. При этом беспошлинно с территории восточной соседки в рамках Таможенного союза может ввозиться только техника, достигшая уровня локализации производства не менее 30 %. К сожалению, этим способны похвастаться лишь несколько моделей – "Skoda Octavia" и "Volkswagen Tiguan". Так что, скорее всего, самым ходовым товаром станет "Лада Калина". Но белорусские автолюбители пока не сильно жалуют российские автомобили – в минувшем году продажи машин российских брендов упали сильнее, чем импортных. Так, общий спад составил 61 % (было продано всего 2 107 единиц), тогда как продажи иномарок упали лишь на 35 % (16 467 автомобилей).

Как рассказывает Сергей Михневич, в автомобильных салонах сегодня царят уныние и пустота. "Это объясняется тем, что все автомобили были распроданы еще в конце прошлого года, а новые мы не успели ввезти, да и не могли этого сделать из-за неясности, возникшей с определением таможенной стоимости ввозимых автомобилей", — говорит специалист.

Сегодня автодилеры пребывают в ожидании 1 июля, когда должны уравняться ставки пошлин на ввозимые автомобили для физических и юридических лиц. Но, как говорит Сергей Михневич, самое страшное, что ожидает автодилеров в 2010 году, – это изменение потребительских предпочтений.

Уже сегодня специалисты констатируют «размывание» представлений о брендах, то есть покупателю авто, в сущности, становится не так важно, за руль "тойоты" он садится или "фольксвагена". Главным критерием выбора становится цена, которая, кстати, низкой в 2010 году уже не будет. Автопродавцы уверяют, что те автомобили, которые сейчас планируется заказывать у производителей, подорожают в зависимости от бренда на 15—20 %.

поделиться

Новости по теме

Новости партнёров