Российская нефть "подсушила" белорусский бюджет

"Белорусские новости"

Нефтяной конфликт с Россией обернулся для Беларуси бюджетными потерями. Как заявил министр финансов Андрей Харковец 4 февраля на заседании коллегии Минфина, по итогам января казна недополучила 200 млрд. рублей (около 70 млн. долларов). Несмотря на это, власти не намерены отказываться от своих планов по росту зарплат бюджетникам. Урезать планируется расходы.

"Провалены поступления по НДС, акцизам, налоговым доходам от внешнеэкономической деятельности", — сказал министр финансов. По его словам, если по налогам от ВЭД еще можно найти объяснение, то результаты по НДС и акцизам — следствие недостаточных темпов роста в экономике. И это, по мнению министра, является «тревожным сигналом» по всем уровням бюджетной системы.

Экономист Сергей Чалый связывает сокращение доходов с проблемами белорусских НПЗ из-за поставок нефти: «В январе они работали на 40% от полной загрузки. Бюджет примерно на 30% формируется из доходов от НДС. В нем "сидит" примерно 70% экспортных пошлин, из которых примерно половина — от продажи нефтепродуктов. То есть в общей сложности не меньше 10% доходов бюджета составляет "нефтянка".

Впрочем, еще в прошлом году экономисты указывали на то, что бюджет на 2010 год был сверстан из расчета чересчур высоких планов по доходам от экспорта. Учитывая, что правительство планирует обнулить экспортную пошлину на нефтепродукты, о данной статье доходов придется и вовсе забыть.

Несмотря на потери, Минфин не теряет оптимизма выполнить взятые обязательства. "В 2010 году нам предстоит сохранить стабильность, устойчивость и сбалансированность бюджетов всех уровней, обеспечить безусловное выполнение социальных обязательств государства перед обществом. И все эти задачи должны решаться в режиме жесткой экономии", — подчеркнул Харковец.

Минфин также рассчитывает собрать в нынешнем году доходов в бюджет больше запланированного. По словам главы ведомства, сверхплановые доходы бюджета должны аккумулироваться в резервном фонде президента и резервных фондах местных исполнительных и распорядительных органов.

Объем запланированных поступлений в резервный фонд президента на 2010 год увеличен в 8,5 раза. Если в прошлом году было запланировано собрать от высокодоходных предприятий и других источников 324 млрд. рублей, то на 2010 год — 2,76 трлн. рублей.

Однако, как считает Сергей Чалый, источников для пополнения резервных фондов также немного. При этом соблазн пойти на популистский рост заработной платы у властей велик. "Если потребуется, деньги в предвыборный год белорусские власти постараются найти", — полагает он.

"Задача финансистов — ограничить бюджетные расходы с целью обеспечения наполняемости фондов для принятия решения главой государства о повышении заработной платы в бюджетном секторе", — отметил министр.

Стоит отметить, что белорусские власти обязались перед главным кредитором Беларуси МВФ ограничить в 2010 году заработную плату в бюджетном секторе 11-ю процентами. При этом в первом квартале повысить зарплату планируется не более чем на 5%. Дальнейшее повышение (в пределах общего объема бюджетных ресурсов) может быть рассмотрено только в том случае, если это будут позволять макроэкономические условия. Такая же ситуация с зарплатами будет на госпредприятиях, пользующихся поддержкой правительства.

По мнению экспертов МВФ, политика, основанная на чрезмерно оптимистических допущениях, предусматривающая крупное повышение заработной платы, увеличение инвестиций и расширение кредитования, может привести к ускорению экономического роста в краткосрочной перспективе. Но это значительно ухудшит состояние платежного баланса Беларуси, а достижения в плане уменьшения внешней уязвимости будут потеряны.

Сергей Чалый прогнозирует, что на корректировку бюджета правительству придется пойти уже по итогам первого квартала: "Такая ситуация была и в прошлом году, когда у нас также были чересчур оптимистические планы, но от них пришлось отказаться, поскольку в первые месяцы 2009 года стало понятно, что выполнить их не получится".

По оценке экономиста, нынешний бюджет на самом деле рассчитан из экономического роста не в 11-13%, а всего в 7-8%. Остальные доходы в бюджете, по его словам, не учтены и в расходах не участвуют, и прячутся по статье резервных поступлений. "И Нацбанк, и Минфин, отвечающие за денежно-кредитную и монетарную политику, прекрасно понимают, что запланированный рост экономики, скорее всего, не будет выполнен. Поэтому крайне губительно для экономики рассчитывать расходы бюджета и объемы кредитования экономики, исходя из нереального роста", — отметил экономист.

поделиться

Новости по теме

Новости партнёров