В Беларуси зреет война ритейла

Олег Харламов, Александр Надишин, "Ежедневник"

Ассоциация розничный сетей выступила с решительным протестом против заявлений Республиканской конфедерации предпринимательства относительно того, что крупные ритейлеры монополизируют рынок розничной торговли Беларуси, не давая ему нормально развиваться.

Сторона атакующая

Как уже сообщал "Ежедневник", 13 декабря РКП провела селекторную пресс-конференцию, главной темой которой стала ситуация, сложившаяся в розничной торговле. Как заявили на мероприятии Владимир Карягин и Виктор Маргелов, в Беларуси происходит планомерный захват этого рынка ритейла крупными товаропроводящими сетями, созданными иностранными компаниями. По словам представителей белорусского бизнеса, которые, похоже, высказывали точку зрения мелкого розничного бизнеса, такая ситуация влечет ряд негативных последствий. Прежде всего – монополизацию ритейлеров, которая в свою очередь позволяет им навязывать неравную борьбу конкурентам и диктовать кабальные условия поставщикам товаров. Например, требовать высокие скидки и сверхдлительные отсрочки платежей, в период которых идет фактически пользование чужими деньгами.

Говоря о том, чем довольно скоро могут обернуться нынешние тенденции, Владимир Карягин привел в пример печальную участь обувной промышленности Польши. Гипермаркеты просто не брали ее продукцию, выставляя на прилавки более дешевые импортные аналоги. Вследствие чего местный производитель оказался "на коленях", некоторые предприятия были закрыты. После чего на внутренний рынок хлынула уже дорогостоящая обувь из-за рубежа.

Во избежание подобных явлений отечественный бизнес в лице нескольких консолидировавшихся общественных организаций инициировал законопроект о государственном регулировании торговли и общественного питания. Однако, по словам Карягина, в результате оказанного противодействия проект, подготовка которого длилась порядка 5 лет, "завернули".

Все эти нюансы, а также предложения по принятию экстренных мер излагались в письме на имя премьер-министра Беларуси Михаила Мясниковича, копии которого адресовались в Совет безопасности, прокуратуру и другие инстанции.

Ответ был получен со скоростью, которой никто из авторов послания не ожидал, – уже на следующий день. Глава правительства дал поручение должностным лицам из высшего руководства страны о создании рабочей комиссии по изучению озвученной бизнесменами проблемы.

Сторона защищающаяся

Отреагировали и те, кого, собственно, РКП имела в виду, говоря о хищниках белорусского ритейла. Ассоциация розничных сетей выразила глубокое разочарование и озабоченность по поводу заявлений Карягина и Маргелова.

Как заявила исполнительный директор ассоциации Татьяна Закжевская, рынок розничной торговли в Беларуси в настоящее время переживает этап своего динамичного развития. Предприятия розничной торговли являются надежными работодателями, обеспечивают занятость сотен тысяч человек по всей стране и предоставляют стабильный и достойный уровень зарплат. Так, по данным Ассоциации, рост заработных плат в сегменте розничной торговли составляет 114% при среднем росте товарооборота 105–108%. Тем не менее на сегодняшний день Беларусь существенно (в разы) отстает по показателю обеспеченности торговыми площадями и их качеству относительно показателей даже СНГ, не говоря о мировых индексах GLA. На сегодняшний день, по разным оценкам, данный показатель колеблется в районе 350 кв.м на 1000 человек. Это говорит о том, что покупатель Беларуси пока не обеспечен достаточным количеством качественных магазинов, что ограничивает его выбор.

Как отметила Татьяна Закжевская, представителями власти заявлен четкий показатель в размере 600 кв.м торговых площадей на 1000 человек к 2015 году, что будет достаточным, на их взгляд, для качественного обслуживания населения и обеспечения продовольственной безопасности страны. Значительную роль в выполнении поставленной задачи выполняют крупнейшие товаропроводящие и розничные сети, имеющие необходимые ресурсы для столь интенсивного развития. Те самые, против которых и выступили Карягин и Маргелов. При этом, по утверждению Закжевской, инициировавшие правительственное разбирательство представители бизнес-сообществ даже плохо владеют информацией по вопросу, который принялись обсуждать.

По данным Ассоциации розничных сетей, сегодня в Минске есть только две сетевые компании, которые работают исключительно в формате гипермаркетов (в первой сети два гипермаркета, во второй – три). Обе сети являются компаниями с белорусскими инвестициями и открывают всего по одному магазину в Минске в период 1–4 года. Интенсивность открытия даже близко не приближается к скорости открытия гипермаркетов в СНГ (мы не берем мировые показатели). "Остальные торговые сети работают преимущественно в формате «магазина у дома», расположены в спальных районах, работают на площадях 150–800 квадратных метров и, по сути, доносят до минского покупателя широкий ассортимент товара, предлагая ему интересные ценовые предложения", – отметила Татьяна Закжевская. Кроме того, по ее словам, сегодня в Беларуси нет ни одной иностранной сети гипермаркетов, о которых говорили Карягин и Маргелов. "Если в торговой сети в составе учредителей и есть иностранные субъекты (физические или юридические лица), то следует отметить, что это не противоречит законодательному полю, которое декларирует равные права для всех учредителей", – заявила Т.Закжевская.

Возмущение Ассоциации розничных сетей вызвало и то обстоятельство, что РКП заострило внимание на том, что последние семь лет бурно развиваются магазины формата «у дома» и дискаунтеры, а не гипермаркеты. Как заявил Виктор Маргелов, именно такие условия приводят к тому, что мы видим всевозможные сообщения об акциях и грандиозных скидках только в крупных торговых сетях. "Магазины шаговой доступности себе такого (акций и скидок) позволить не могут именно из-за того, что условия для работы сложились неравные", – заявил Виктор Маргелов.

"Мы не видим нечего плохого в том, что белорусский покупатель получает достойный магазин в шаговой доступности рядом со своим домом, с хорошим ассортиментном, имеет возможность выбирать магазин в зависимости от стоимости товара, в том числе выбирать дискаунтер, который предлагает низкие цены, или другие магазины, которые предлагают более широкий ассортимент, более приятное оформление торгового зала и лучшее обслуживание", – заявила в ответ Татьяна Закжевская.

Ассоциация розничных сетей особенно осталась недовольна тем обстоятельством, что РКП призывает правительство применить антимонопольные меры против крупных товаропроводящих сетей.

"В общемировой практике принято вводить ограничение по товарообороту в продовольственной группе товаров с целью антимонопольного регулирования рынка розничной торговли. Данный порог обычно колеблется в районе 30% для одной доминирующей сети. На сегодняшний день данный показатель ни в одной сети Беларуси (национальной или региональной) не достигает и 10%", – пояснила Татьяна Закжевская.

"По нашей информации, товарооборот 10 крупнейших торговых сетей Беларуси в продовольственной группе товаров не превышает 26% от общего товарооборота. Общемировой порог по антимонопольному регулированию для одного оператора составляет 30%, в то время как вся сумма первых 10 сетей в Беларуси не достигает и 26%. Для сравнения: в Европе данный показатель равен порядка 70–80%, в России – около 40% (развивающийся рынок), в Украине – 60% (развивающийся рынок)", – дала пищу для размышлений руководитель Ассоциации розничных сетей.

Ассоциация розничных сетей выражает глубокое сожаление по поводу неэтичного поведения СЮЛ "Республиканская конфедерация предпринимателей", ОО "Минский столичный союз предпринимателей и работодателей" и ОО "Белорусский союз предпринимателей". "Призываем участников рынка формулировать действующие проблемные вопросы в корректной и уважительной форме и перевести сложившуюся дискуссию из плоскости необоснованных заявлений, наносящих урон имиджу предприятий розничной торговли, в аргументированный и конструктивный диалог", – говорится в сообщении Татьяны Закжевской.

поделиться

Новости по теме

Новости партнёров