2012-й: еще один застойный год

Сергей Пульша, "Белорусские новости"

Беларусь продолжает находиться в этаком "брежневском застое". В 2012 году ее не расшевелили ни растворительный конфликт с Россией, ни шведский "плюшевый десант", ни парламентские выборы. И конца этому застою пока не видно. Примерно в таком ключе оценили основные итоги 2012 года эксперты "Либерального клуба".

Эксперт клуба Антон Болточко отметил: самая уверенная экономическая победа по-прежнему связана с Россией. Речь идет о нашумевшем экспорте разбавителей и растворителей, который власти организовали в обход пошлин в российский бюджет.

"Что бы ни говорили россияне, эта схема совершенно легальна, она не нарушает никаких законов и соглашений. То есть, я считаю, это действительно победа", — сказал Болточко. Правда, сейчас Беларусь может расплатиться за тот "разбавительный кайф": Москва требует компенсации и настороженно относится к поставкам "лишней" нефти в страну: соглашение о них на 2013 год все еще не подписано.

В Беларуси тем временем удалось стабилизировать экономическую ситуацию после обвальной девальвации и кризиса 2011 года. Победами Антон Болточко назвал постепенное снижение ставки рефинансирования и "управляемое плавание белорусского рубля".

"В 2012 году в прогноз не был заложен какой-то определенный курс рубля по отношению к иностранным валютам, в итоге нам не пришлось этот курс таргетировать", — сказал эксперт "Либерального клуба".

Из всех этих факторов выплывает еще одна победа: рост золотовалютных резервов. Однако, власти, по мнению Болточко, в некоторых случаях, сказав "а", не сказали "б". Не произошло того, что позволило бы развивать достижения в области экономики.

Одна из причин заключается в том, что законодательная политика по-прежнему осталась неясной, а в чем-то и «шизофренической», как выразился аналитик Никита Беляев. По его словам, власти брались за одно, обсуждалось второе, а на выходе оказывалось третье.

Так, в феврале было намерение реформировать рынок страховых услуг. "Но законопроект о реформировании "Белгосстраха" так и остался на бумаге, а вопрос о реформе страховой сферы плавно перетек в вопрос реформирования предприятий-монополистов. В итоге, как всегда, ввели в антимонопольные законодательные акты штрафы для индивидуальных предпринимателей, хотя я не представляю себе ни одного ИП, который бы мог быть монополистом в какой-то сфере", — привел пример Беляев.

По его словам, "все монополии у нас государственные, и реформировать их посредством государства — это рубить сук, на котором сидишь". Естественно, что такие реформы тормозятся, саботируются.

Аналитик "Либерального клуба" привел и другие примеры нелогичных решений властей.

"Хотели внести поправки в Бюджетный кодекс с целью усилить ответственность за непродуманное использование государственных средств — и в то же время приняли решение о господдержке "Белавиа", хотя цены у этой авиакомпании сопоставимы с ценами недотируемых российских компаний. Александр Лукашенко принял решение сократить госаппарат на 25-30% и начал это дело обсуждать с МВД, а в то же время МВД создает новую структуру по наркоконтролю с широким штатом и полномочиями. В январе мы сокращаем всем льготы на строительство жилья, а в апреле те же льготы возвращаем. Хотя и только одной категории — военным", — перечислил Беляев.

Безусловно полезными он назвал только два законодательных акта. Это разрешение работать и после достижения пенсионного возраста с возможностью увеличить тем самым свою пенсию, а также декрет президента № 6 "О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности". В результате этого решения вся Беларусь, за исключением крупных городов, стала свободной экономической зоной, отметил Беляев.

Самая большая стабильность, по мнению директора по исследованиям "Либерального клуба" Евгения Прейгермана, была характерна в 2012 году для общественно-политической и внешнеполитической сфер.

Отношения с Западом остались стабильно плохими, и этот год во внешнеполитической сфере, по словам эксперта, "был неинтересным". Это впечатление не поколебали ни парламентские выборы, ни весенний демарш послов стран ЕС (они на время уезжали из страны в знак протеста против недружественного жеста Минска в отношении двух их коллег), ни "плюшевая бомбардировка", ни высылка из страны посла Швеции Стефана Эрикссона.

"Неинтересно это было потому, что никакого глобального результата не принесло", — считает Прейгерман.

Что же касается российского направления, то, по мнению аналитика, Беларусь вялотекущим образом втягивается в Таможенный союз и ЕЭП "без понимания механизмов того, что, как и зачем делается".

Парламентские выборы, по словам директора по исследованиям "Либерального клуба", не смогли расшевелить народ, но принесли единственный результат для аналитиков. Прейгерман считает, что как Запад, так и Россия стремятся получить в Беларуси предсказуемую власть и экономическую ситуацию, позволяющую провести приватизацию, но все это упирается в реформирование политической системы. Оппозиция тоже "хочет реформирования политической системы, но уже в первую очередь", отметил Прейгерман.

Что касается белорусских властных элит, то все они "тоже хотят стабильности и улучшения экономического положения, то есть закрепления за собой активов и ренты", считает аналитик. Электорат, по его мнению, хотел во время выборов "стабильности и роста зарплаты". Но это, отметил Прейгерман, достижимо только при нормальной экономической политике, а она, в свою очередь, возможна только при изменении политической системы.

"В итоге мы упираемся в то, что против реформ выступает только один человек, и все мы знаем этого человека", — заявил Прейгерман. Именно поэтому, по его мнению, общее повышение зарплат на 16% не вызвало рост рейтинга президента, что бывало раньше.

В 2013 году, по мнению эксперта, "все будет так, как в 2012-м", то есть пресловутая "белорусская стабильность" сохранится.

"Никакого счастья никому не принесет экономика: мы все также с переменным успехом будем затыкать пробоины в днище тонущего корабля. В области интеграционных процессов продолжится мягкое втягивание Беларуси в интеграционные проекты со стороны России, и мы продолжим путь в Единое экономическое пространство, не понимая, что, для чего и зачем подписываем", — говорит Прейгерман.

То же самое будет и в отношениях с Западом. "Лукашенко хоть сейчас может освободить Статкевича и других политзаключенных. Но он не понимает, что это ему даст или может дать. Он может отпустить всех, если нам срочно понадобится кредит от МВФ. Пока такой надобности нет", — считает Прейгерман.

Как ни парадоксально, но единственный, кто может порадовать новыми и нестандартными шагами, — это, по мнению Прейгермана, президент, которому нужно как-то ликвидировать разрыв между ожиданиями элит и народа, с одной стороны, и собственной политикой, с другой.

"Реформировать политическую систему, которую сам создал, он не может и не желает. Поэтому от него можно ждать шагов и громких заявлений, которые создадут хоть какие-то новости в будущем году", — считает эксперт.

поделиться

Новости по теме

Новости партнёров