МАЗ производит автозаки, "Белкоммунмаш" - водометы

"Спецназ"

Журнал "Спецназ" представил ранее засекреченную машину -- водомет белорусского производства. Оказалось, что белорусский водомет "Цунами" брат ... троллейбуса.

В Беларуси стоят на вооружении внутренних войск МВД. Разработали "Цунами" специалисты внутренних войск, а собрали на предприятии "Белкоммунмаш", известном производством троллейбусов. Полное название машины — автоцистерна специальная АЦС–40 "Цунами". Первый автомобиль сошел с конвейера в 2006 году.

В качестве базового шасси для "Цунами" выбрали двухосный грузовик МАЗ с двигателем мощностью 230 л.с. Объем цистерны для воды — 7.000 литров. Если не считать сетчатого отвала, то спецоборудование у "Цунами" то же, что и у обычной пожарной автоцистерны. Это лафетный ствол и пожарный насос производительностью 20 литров в секунду. "Дальность стрельбы" водной струей автоцистерны — 50 м.

Массивная решетка на бампере, стволы–лафеты, закрытые брезентом, способные поворачиваться под разными углами. Сверху установлен прожектор, а также проблесковый маячок синего цвета. Органы управления — кнопки на пульте — расположены в кабине. Боевой расчет машины — всего два человека: водитель и "поливальщик". В его задачи входит не просто направить струю, а сделать это с ювелирной точностью.

МАЗ производит автозаки, "Белкоммунмаш" - водометы

Действие "Цунами" удалось увидеть несколько раз — во время «показательных выступлений». Автомобиль, конечно, поразительный. Струя буквально разрезает пространство и — такое ощущение — может запросто отбросить человека на несколько метров назад, перевернуть его вверх тормашками. Впрочем, опробовать это предположение на себе даже видавшие виды бойцы спецназа не рискуют: "Да ну его!"

Какое предназначение у "Цунами"? Специалисты объясняют: по большей части профилактическое. К примеру, автомобиль из в/ч 5448 выезжал прошлой осенью на футбольный матч Лиги чемпионов, в котором БАТЭ встречался с "Зенитом". От буйных питерских фанатов всякого можно было ожидать. Хорошо, обошлось без массовых беспорядков, и "Цунами" скромно простоял без дела в сторонке.

Еще один вариант — подавление беспорядков в исправительных колониях. Во время прошлогодних учений внутренних войск, которые прошли в бригаде спецназа, "Цунами" как раз и задействовали.

МАЗ производит автозаки, "Белкоммунмаш" - водометы

КСТАТИ

Устрашающая спецтехника впервые появилась в 30–х годах прошлого века в Германии — тогда еще не нацистской. Автомобиль выехал на улицы Берлина в 1931 году во время массовых беспорядков. Прародитель водометов представлял собой обычную с виду автоцистерну для поливания улиц, но с вмонтированной башней. Цистерна вмещала около 5.000 литров воды и была поставлена на шасси грузовика "Мерседес–Бенц". Устройство не отличалось обилием сложных деталей. Водяной насос под большим давлением подавал воду в лафетные стволы. Они были установлены на вращающихся башнях или под пуленепробиваемыми колпаками. Давления в 20 атмосфер вполне хватало, чтобы сбить человека с ног и нанести травму.

Конструкторская мысль развивалась, изменялся дизайн и начинка водометов. Они все больше напоминали настоящие крепости на колесах. В истории сохранились сведения о так называемом американском "танке Томпсона" — в бронированном каркасе были даже предусмотрены бойницы для обстрела. Но впереди планеты всей все же шли конструкторы ФРГ. Интересно, что водометное снаряжение для монстров поставляли вполне мирные фирмы, выпускающие поливо–моечные и пожарные машины (к примеру, компании "Метц" и "Майер"). Насос водомета к тому времени уже раскручивал автономный мотор, по бокам появились форсунки, откуда тоже била вода.

Говорят, что в ФРГ настроили столько водометов, что полицейские поливали из них улицы, помогая дорожникам! Некоторые машины, перекрасив в красный цвет, перепрофилировали в пожарные.

В Советском Союзе "полицейская техника" была непопулярна. В крайних случаях использовались пожарные машины. Один из первых опытов применения "водометной технологии" в БССР датируется 1977 годом. Тогда в одной из колоний Орши взбунтовались заключенные: захватили заложников и забаррикадировались в грузовике. На место прибыл Владимир Карагулько — начальник штаба батальона внутренних войск, в зоне ответственности которого располагалась колония. Этого офицера можно записать в авторы водного ноу–хау. Майор Карагулько приказал пригнать пожарную машину и буквально сбил бандитов водяной струей.

Впрочем, водометы на базе пожарных машин не являлись совершенным орудием — все–таки база у них была гражданская. Руководство МВД СССР приняло решение закупить у поляков партию "хидромилей" — так назывался польский вариант спецавтомобиля. Но помпа у них оказалась чересчур слабой. В результате было решено наладить собственное производство. Первый водомет, который начали строить в тогдашнем ВНИИ Спецтехники МВД, назывался "Тайфун–К" и базировался на шасси мазовского ракетоносца "Ураган".

поделиться

Новости по теме

Новости партнёров