В Беларуси может появиться коммерческая агитационная реклама

interfax.by

Глава Центризбиркома Беларуси Лидия Ермошина прогнозирует появление коммерческой политической рекламы в Беларуси во время следующей кампании по выбору президента страны.

"Наметились перемены, которые приведут к коммерческой политической рекламе уже в следующую политическую кампанию - на выборах президента Беларуси", - заявила Л.Ермошина в Минске на семинаре "Роль СМИ в обеспечении конституционных прав граждан при проведении избирательных кампаний".

Она пояснила, что этому будут способствовать изменения в законодательстве о выборах в Беларуси. Глава ЦИК напомнила о возможности образования личных избирательных фондов кандидатов в президенты и депутаты.

Л.Ермошина подчеркнула, что в общественном сознании процесс выглядит так, как он представлен СМИ, а не так, как протекает в действительности. Беларусь, по ее словам, в меньшей степени подвержена такому влиянию из-за монополии государства на электронные СМИ и слабый спрос со стороны населения на источники, ориентирующиеся на поставку исключительно политической информационной продукции. "У нас более популярна желтая пресса", - считает Л.Ермошина.

Указывая на зависимость степени доверия населения к выборам от их освещения СМИ, Л.Ермошина с сожалением отметила, что "позиция очернения имеет больший шанс на успех, так как опирается на общечеловеческую склонность верить больше в плохое, чем в хорошее".

На взгляд главы ЦИК, освещение выборов СМИ должно опираться на ряд правил. "Освещение должно быть регулярным, но не чрезмерным, опираться на точные детали, которые сблизят процесс выборов с избирателями, а также должно быть меньше призывов, а больше конкретных примеров того, как работает избираемая власть", - пояснила Л.Ермошина. "Буквальное соблюдение принципа равного освещения кандидатов невозможно из-за их разного социально-политического статуса, а также из-за разницы в финансовых средствах в случае образования личных избирательных фондов", - заметила глава ЦИК.

Она добавила, что главным являются равные условия реализации права на предвыборное выступление и политическую рекламу. Л.Ермошина уточнила, что все бесплатные выступления кандидатов должны предоставляться на равных условиях, а также на равных условиях должны оказываться платные услуги СМИ.

Касаясь новшеств избирательного законодательства Беларуси, глава ЦИК отметила, что после получения от Национальной телерадиокомпании лимита эфира его часть ЦИК резервирует для дебатов между кандидатами в президенты и депутаты. Она подчеркнула, что участие в дебатах будет являться добровольным, но при отказе кандидата от участия в дебатах, дополнительное индивидуальное время ему не предоставят.

Председатель Центризбиркома отметила, что кандидаты в депутаты местных советов будут по-прежнему иметь право на одно бесплатное выступление по местному радио, однако не предполагается дебатов, бесплатного опубликования предвыборных программ в газетах, а также не будет права образовывать собственные избирательные фонды. Она добавила, что "не исключено, если местные издания, может быть негосударственная газета, захотят познакомить своих читателей с кандидатами путем печати предвыборной программы или интервью". "Здесь не будет нарушения закона, если это право будет распространено на всех кандидатов, которые баллотируются по одному избирательному округу", - сказала Л.Ермошина.

Говоря о личных избирательных фондах кандидатов в президенты и депутаты, глава ЦИК подчеркнула, что их средства должны тратиться в стране и нельзя заказывать продукцию за рубежом. Средства могут направляться на изготовление рекламных материалов в виде услуг СМИ и агитационных материалов, а не на изготовление товаров народного потребления.

Л.Ермошина также считает, что "СМИ должны удовлетворять просьбы о печати совместных предвыборных программ от представителей оппозиции". "Кандидаты вправе объединять возможности для ведения предвыборной агитации за счет избирательных фондов", - добавила она.

поделиться

Новости по теме

Новости партнёров