Студентка: Плачу около 7 миллионов и два-три раза в год подписываю договоры на увеличение оплаты


Студентка: Плачу около 7 миллионов и два-три раза в год подписываю договоры на увеличение оплаты

Высшее образование снова дорожает – с 1 апреля плата за обучение в белорусских вузах поднимается на 8–10%. Но вряд ли это значит, что выросло и качество образовательных услуг.

Повышения стоимости обучения ждали еще в начале года, когда на 7% повысилась ставка первого разряда. Как правило, именно после этого студенты-платники начинают готовиться к тому, что в квитанциях об оплате будут прописаны большие суммы. Однако никаких изменений не произошло.
Возможно, потому, что накануне, в декабре прошлого года, студенты одного из столичных вузов пожаловались президенту на высокую стоимость обучения. Глава государства согласился с молодежью и дал наказ своим помощникам и руководству Минобразования – "с этим надо разобраться".

Никаких разбирательств, во всяком случае, видимых, не последовало – министр образования Сергей Маскевич заверил, что студенты "все равно платят меньше, чем оно стоит", а государство и так покрывает почти 40% расходов на образование "платников". Однако повышение стоимости обучения отсрочили – ставка первого разряда повысилась в январе, а цены на обучение вырастут с 1 апреля, как ожидается, на 8–10%.

Растет и в рублях, и в долларах

Новую стоимость обучения Министерство образования пока не установило, однако очевидно, что платить студентам придется немало. По данным Минобразования, в нынешнем учебном году стоимость платного обучения на дневной форме в вузах составляет от 7 до 14,9 млн рублей. Соответственно, с 1 апреля плата поднимается примерно на 600–1500 тысяч рублей.

Впрочем, подорожание не такое значительное, как, к примеру, в прошлом учебном году, когда стоимость обучения повышалась четыре раза. В Барановичском университете, к примеру, высшее образование, которое в начале прошлого учебного года для первокурсников стоило около 4,4 миллиона рублей, к концу года обходилось в 6,4 миллиона, а к началу этого учебного года – 11,3 миллиона рублей. Для студентов остальных курсов образование повысилось с 5,6 млн руб до 7,5–8,6 млн рублей в год.

Причем стоимость изменилась и в долларовом эквиваленте. До кризиса цены в Барановичском университете держались на уровне 1–1,15 тысячи долларов. В 2011 году они понизились до 840 долларов за год и резко взлетели для абитуриентов-2012, которым платное образование в БарГУ предложили уже за 1340 долларов.

За что же платим?

Несмотря на то, что подорожание, наметившееся на апрель, не столь значительное, как в прошлом году, студентов-платников "напрягают" и такие изменения.

"Образование, мягко говоря, недешевое – на сегодняшний день я плачу около 7 миллионов в год. Плюс к этому два-три раза в год подписываю договоры на увеличение оплаты. У меня со второго курса льготный кредит от "Беларусбанка" на оплату обучения, но банк оплачивает только два первых взноса за курс, третий – в этом году он составил около 2,5 миллиона – осиливаю самостоятельно. Да и сам кредит с его процентами дорого обходится", – рассказала "IP" студентка 5 курса факультета экономики и права БарГУ.

Студентка 2 курса факультета иностранных языков, сумму в 8,6 миллиона непосильной не считает, хотя признается – вложенных денег образование не стоит. "Не хватает разнообразия, не хватает профессионального подхода преподавателей, чувствуется отсутствие профессорского состава. Порою кажется, что некоторые преподаватели гораздо больше внимания уделяют посещаемости, чем успеваемости", – поделилась студентка. По ее словам, ей есть с чем сравнивать: два года назад она планировала поступить в один из вузов Литвы и знакомилась с системой образования в Европе.

"Европейский и белорусский подходы вообще сложно сравнивать. Там преподаватели заинтересованы вложить в студента знания, они придумывают оригинальные интересные способы подачи материала. У нас же в университете большинство преподавателей просто зачитывают материал с листка", – рассказала второкурсница.

Какие затраты – такое и образование

В своих последних отчетных документах Министерство образования, жонглируя цифрами, приходит к выводам, что "система образования в Беларуси в своем развитии не уступает ведущим странам Европейского союза, а по сравнению со странами СНГ – превосходит последних практически по всем показателям". К примеру, говорится в отчете, по количеству студентов на 10 тысяч человек Беларусь занимает 9 место среди европейских стран, а среди стран СНГ – второе.

Противоположный взгляд на белорусское образование представлен в докладе БИСИ – Белорусского института стратегических исследований (независимого аналитического центра с офисом в Литве), авторы которого замечают, что отечественное образование "все в большей степени становится жертвой образовательной политики, направленной на минимизацию государственных расходов на образование в противоположность росту финансирования образовательной сферы в развитых странах".

Так, по данным БИСИ, за последние 10 лет расходы стран Евросоюза на образование увеличились в среднем на 36%, в то время как в Беларуси господдержка сократилась примерно на 20%.

В странах организации экономического сотрудничества и развития, в состав которой входят 34 высокоразвитые страны, признающие принципы демократии и свободной рыночной экономики (Австралия, Германия, Япония, Финляндия и т.д), на одного студента расходуется в среднем 13,7 тыс. долларов в год. В Беларуси же на высшее образование одного человека расходуется примерно 1,9 тыс. долларов. Такой разрыв, по мнению аналитиков, слишком велик, чтобы не сказаться на качестве образования. Тем более что мировые рейтинги университетов доказывают: достижения лидеров этих топов тесно связаны с уровнем затрат на одного студента.

Кстати, в Беларуси только 37% студентов государственных вузов получают образование за счет бюджета. В Польше, к примеру, бесплатно учатся 55% (около миллиона) студентов, на образование которых в год выделяется 3,5 млрд долларов.

Несмотря на то, что качественное образование студента обходится в довольно круглую сумму, в некоторых странах Европы основную финансовую нагрузку государство берет на себя. Например, в Польше обучение на дневной форме во всех госуниверситетах – бесплатное. В Германии плата за обучение зависит от того, где находится вуз: в восточных и северных землях образование бесплатное и ограничивается лишь административными сборами (примерно 200 евро за год), а, например, в Баварии и Саксонии плата составляет около 500 евро за семестр. Примерно столько же обходится высшее образование в государственных вузах гражданам Франции. Бесплатное образование на дневном отделении и в Чехии, причем даже для иностранцев.

Кроме государственной поддержки в этих странах также развиты такие источники финансирования образования, как гранты, международная поддержка, научная деятельность. В отечественных вузах это неактуально, белорусские менеджеры в сфере образования предпочитают брать деньги у студентов.

О полностью бесплатном образовании в нашей стране тоже говорить не приходится — ведь та треть, что обучается за счет бюджетных средств, обязана после окончания вуза отработать два года по распределению. А при отказе – заплатить полную стоимость обучения, да еще и пересчитанную по новому курсу.

Комментарий специалиста

"Вместо реальных реформ высшее образование посыпают блестками"

Светлана Мацкевич, кандидат педагогических наук, член Болонского комитета, эксперт в области образования:

– С одной стороны – экономической – уровень оплаты за обучение не обеспечивает полностью всех затрат университета. Это факт. И государство действительно дотирует часть расходов на обучение "платников", чтобы обеспечить зарплату педагогам.

Если же подходить к этому вопросу с другой стороны – качественной – то уровень образования, которое получают белорусские студенты, едва ли стоит тех денег, которые они платят. Наши университеты сильно переоценивают стоимость своих услуг.

Грубо говоря, качество современного высшего образования в Беларуси – это результат неэффективной работы всей системы образовательного менеджмента. Это результат того, что основные вопросы, касательно качества образования, решаются на уровне политики. Идеальный образованный человек, по мнению властей, – лояльный, послушный, с идеологически выверенными понятиями. Само собой, что подобный «чисто белорусский продукт» не будет отвечать требованиям международного рынка.

Европа предоставляет Беларуси шанс вступить в Болонскую систему и дает ей срок, чтобы реформировать белорусскую систему высшего образования и максимально приблизить ее к европейской. Но наши чиновники вместо реального реформирования лишь посыпают блестками систему образования: изменяют сроки обучения, образцы дипломов и т.д.

А надо вникнуть и понять главный принцип, который есть в европейской системе, – принцип академических свобод. В действительности же академических свобод у нас нет.

Университет подчиняется Министерству образования, ректор назначается, а не избирается. До сих пор образование понимается как вторичная социальная сфера, придаток к экономике и политике. Но именно в этой сфере формируется главное достояние страны — гражданин, образованный и грамотный человек.

Стоимость образования в государственном университете на дневном отделении (для лиц с гражданством указанных стран)

Студентка: Плачу около 7 миллионов и два-три раза в год подписываю договоры на увеличение оплаты

поделиться

Новости по теме

Новости партнёров