Как Лукашенко и Янукович поделят украинский рынок нефтепродуктов?


Как Лукашенко и Янукович поделят украинский рынок нефтепродуктов?

Отношения Беларуси и Украины в настоящее время балансируют на грани новой торговой войны. Такую точку зрения высказал TUT.BY украинский дипломат.

Впрочем, та риторика между Киевом и Минском, которая слышна в публичной сфере, говорит о том, что стороны испытывают взаимное недовольство. И немалое. Для пожара достаточно одной искры.

15 апреля главы государств Александр Лукашенко и Виктор Янукович обсудили по телефону "определенные проблемы в двусторонних отношениях". Достигнута принципиальная договоренность о проведении в мае встречи на высшем уровне, в ходе которой будут рассмотрены данные вопросы, говорится в официальном сообщении.

Впервые о намерении обсудить с Януковичем проблемные вопросы Лукашенко заявил 2 апреля на встрече с послом Беларуси в Украине Валентином Величко. При этом напомнил, что "у нас есть ряд нерешенных вопросов, в том числе граница, старые долги Украины перед Беларусью".

Между этими двумя событиями состоялся визит белорусского первого вице-премьера Владимира Семашко в Украину, где он провел переговоры с премьером Азаровым и его замом Арбузовым. Там тоже "отдельным пунктом повестки дня было устранение торговых барьеров, существующих на отдельных направлениях двустороннего сотрудничества".

Надо сказать, что барьеры во взаимной торговле между Беларусью и Украиной были почти всегда. Соседи не чурались применять защитные меры для своих производителей. Украина вводила антидемпинговые пошлины на шифер, стекло, ограничивала допуск искусственного меха, древесноволокнистых плит, компрессоров. В свою очередь, в Беларуси аналогичные меры применялись к карамели и патоке. Можно вспомнить, что в прошлом году Украина запретила ввоз мясо-молочной продукции ряда белорусских предприятий. Для разрешения ситуации Беларусь вынуждена была снять ограничения на импорт украинского пива, которые просуществовали почти два года. О данном компромиссном решении договорились тогдашний министр экономического развития и торговли Украины Петр Порошенко и Владимир Семашко.

На прошлой неделе получила резонанс история с задержанными на въезде в Беларусь фурами с украинскими конфетами, которые спустя несколько суток простоя вынуждены были вернуться в Украину.

Впрочем, для разрешения подобных вопросов применения тяжелой артиллерии не требовалось. Эксперты полагают, что сейчас просто все дело в основной статье белорусского экспорта в Украину – нефтепродуктах. Про сравнению с ним и имеющийся долг Украины перед Беларусью (Украина, к слову, его не признает госдолгом, так как называет задолженностью украинских предприятий белорусским (по разным оценкам, от 80 до 150 млн долларов), и отсутствие договора о государственной границе выглядят, как детский лепет.

В 2012 году Украина в белорусском товарообороте заняла третье место после России и Нидерландов. При этом по сравнению с предыдущим годом объем взаимной торговли вырос почти на 30% - до 7,9 млрд долларов, а сальдо в пользу Беларуси составило 3,3 млрд. Однако практически половину белорусского экспорта составляют нефтепродукты.

Как итог - в 2012 году Беларусь заняла 50% украинского рынка дизельного топлива и 35% - бензина. "Это реально много, и в Украине многих это раздражает. Мы ожидаем решения о начале спецрасследования", - сказал на недавней отраслевой конференции директор консалтинговой группы "А-95" Сергей Куюн.

Правительство Украины в ближайшее время может объявить о начале антисубсидиарного расследования в отношении импорта в страну белорусских нефтепродуктов. По итогам могут быть введены пошлины сроком на пять лет, в результате чего поставки нефтепродуктов в Украину окажутся фактически парализованными.

11 марта Минэкономики Украины зарегистрировало жалобу украинских нефтеперерабатывающих заводов на импорт нефтепродуктов из Беларуси. К тому же расследование значится в плане экономических реформ на 2013 год, который подписал Виктор Янукович. На днях в Верховную Раду Украины был внесен правительственный законопроект "О защите национального товаропроизводителя от субсидированного импорта (относительно процедуры проведения антисубсидиарных расследований и применения компенсаторных мер). Согласно пояснительной записке, законопроект адаптирует практику таких расследований в Украине к нормам ВТО и ЕС. Партнер юридической фирмы Astapov Lawyers Олег Мальский полагает, что подача правительством таких изменений может свидетельствовать о скором начале такого расследования.

Впрочем, не только заботой о своих НПЗ украинские эксперты объясняют реальность ограничения поставок белорусских нефтепродуктов.

Недавно на украинском рынке нефти и нефтепродуктов появился новый довольно мощный игрок - Восточно-европейская топливно-энергетическая компания (ВЕТЭК), ранее называвшаяся "Газ Украины". Компания уже выкупила у "Лукойла" Одесский НПЗ и объявила о своих грандиозных планах. В частности, ВЕТЭК в ближайшие полтора года планирует нарастить число АЗС с 150 до 700.

Собственником ВЕТЭК называют 27-летнего бизнесмена Сергея Курченко. "ВЕТЭК – это украинский "Трайпл", использующий серьезный административный ресурс", - заявил Куюн на конференции в Минске. Украинские СМИ достижения ВЕТЭК связывают с якобы имеющим место покровительством сына генпрокурора Украины и народного депутата от Партии регионов Артема Пшонки, который, в свою очередь, пребывает в приятельских отношениях с Александром Януковичем, старшим сыном президента Виктора Януковича. Некоторые наблюдатели допускают, что к ВЕТЭК имеет отношение именно президентский сын. Пшонка связь с компанией ВЕТЭК отрицает. Любопытно, что недавно в ВЕТЭК перешел генеральный директор украинской "дочки" Белорусской нефтяной компании Николай Василевич.

ВЕТЭК также рассматривает возможность создания совместного предприятия с "Роснефтью" на базе Лисичанского НПЗ для загрузки завода и реализации нефтепродуктов. Ранее Лисичанский НПЗ принадлежал ТНК-BP, которую в марте поглотила "Роснефть". Завод был остановлен в начале прошлого года, так как ТНК-BP сочла его загрузку нерентабельной.

Очевидно, что появление таких тяжеловесов на украинском рынке нефтепродуктов вряд ли позволит белорусскому моторному топливу продолжить завоевывать этот рынок. Судя по всему, теперь задача формулируется иначе - не потерять бы его.

поделиться

Новости по теме

Новости партнёров