"Настоящий мужик никогда бы не согласился стать премьер-министром с такими полномочиями"

Ярослав Романчук, "Белорусские новости"

Кадры решают всё. Они могут всё и порешить. В Беларуси кадры Вертикали напоминают кадры советской черно-белой кинохроники. Мелькают торжественные, высеченные под копирку лица.

Дежурные улыбки, задорные обещания "выполнить и перевыполнить" — полный одобрям-с. Эти кадры порешили Советский Союз. Ситуация повторяется в Беларуси.

Кадровая обойма А. Лукашенко заржавела. Войти туда, как и выйти оттуда почти невозможно. Выйти можно разве что в тюрьму и то, в особых случаях. Редкой птице удаётся войти туда, разве что по родственным связям или через длительное ношение мундира.

Дисижнмейкеры затвердели и заскорузли. Они стали кадровыми гвоздями: полное отсутствие гибкости и адаптативности. Зато 100-процентная лояльность и преданность Делу и "Телу". Профессионализм – на задворках. Он желателен, но не обязателен. Важнее статус "крэпкого хозяйственника". Кадровый спрос на таких управляющих в Беларуси остаётся устойчиво высоким. В послании 19 апреля А. Лукашенко ещё раз подчеркнул главный принцип подбора кадров: "Мне нужны честные и надежные люди, преданные государству". В общем, команда "гвоздей" в обойме президента. Из-за длительного пребывания в одном месте, вне конкурентного поля они спеклись, подтухли и проржавели. До правительства технократов, профессионалов в отдельных сферах экономики, Беларусь пока не созрела.

Потупчик как рубильник и фаза в одном

А. Лукашенко чувствует угрозу от людей-гвоздей в кадровой обойме: "Наш выбор невелик. Мы можем или приспособиться к бурным переменам, или остаться на обочине истории". Страна адаптируется к переменам действиями правительства. Значит, чтобы не остаться на обочине истории, Беларусь обязана радикально изменить кадровую политику. В одной ситуации твердые гвозди делают прочными конструкцию. В другой — они намертво прибивают крышку гроба. Назначение Владимира Николаевича Потупчика министром энергетики весьма похоже на вторую ситуацию.

Перед нами очередной старый кадр ещё советской эпохи. Он занимал разные должности в Светлогорском горкоме коммунистической партии. До этого после окончания Белорусского политехнического института был машинистом-обходчиком, потом машинистом турбин на Мозырской ТЭЦ. Владимир Николаевич Потупчик поработал в энергетике в первой половине 1980-х, вдалеке от руководящих должностей. Потом пошли только партийные и советские органы управления, в том числе в независимой Беларуси. Одно дело быть в руководстве Светлогорского или Мозырского горисполкомов, другое дело – проведение реформы энергетики, одной из самых сложных реформ в системной трансформации.

Перед назначением на столь ответственную работу любой HR-специалист спросил бы о достижениях на предыдущих руководящих должностях. В. Потупчик более трех лет занимал должность министра труда и социальной защиты. Тоже очень сложный и ответственный фронт работы. Рынок труда не стал гибким и динамичным. Пенсионная реформа так и не началась. Бегство мозгов и высококвалифицированных рук ускорилось. От министра В. Потупчика не поступало сколь-нибудь значимых предложений по проведению давно назревших рыночных реформ. Следуя приказам сверху, он жестко держал социальную сферу в глубоко наезженной колее. Этим он продолжал заниматься на должности заместителя премьер-министра. Ни ярких выступлений, ни профессиональных достижений, ни реформаторских предложений. В общем, типичный человек обоймы.

И вот теперь его назначили главным по энергетике. Ему поручено провести «серьезные преобразования» в Минэнерго и в энергетической отрасли. Это дело сложное. Здесь на голом энтузиазме и глубокой лояльности главе государства реформу не проведешь. Нужны профессиональные знания не столько процессов производства электроэнергии, сколько финансов этого сектора и стратегии его развития. Скандальным является тот факт, что после почти 20-летней государственной монополии мы до сих пор не знаем, сколько стоит произвести 1 кВ/час электроэнергии. В то время как Германия запускает умные электросети, в которых каждый дом включен в единую сеть и может быть генератором энергии, А. Лукашенко ставит задание: "Я от вас жду честного доклада по поводу тарифов в энергетике. Вы мне должны сказать, из чего они складываются. Уверен, что они процентов на 30 завышены из-за безалаберности, бесхозяйственности, монополизма и так далее". Ещё В. Потупчик должен очистить Минэнерго от "непрофильных и ненужных затрат", сократить его численный состав "до предела". И всё? Это даже не косметическая реформа энергетики. Это так, выбросить мусор из кабинетов чиновников. А где задача по созданию конкурентного поля для производителей электроэнергии, с правом каждого возобновляемого и традиционного источника энергии конкурировать с ТЭЦами? Где разделение генерации, передачи и продажи? Как быть с перекрестным субсидированием? Одно дело – продать находящиеся на балансе Минэнерго дома отдыха, другое – создать современную энергосистему, в которой 1кВ/час стоит 5-8 US-центов, а не 14-30 US-центов, как сегодня. В. Потупчик функционально будет не ценным реформатором отечественной энергетики, а скорее рубильником, который наглухо отключит данный сектор от полноценной модернизации и рыночных реформ.

Горе Сумарово

Ещё одним типичным кадровым "гвоздём" в обойме А. Лукашенко является губернатор Брестской области Константин Андреевич Сумар. Будучи выпускником Гродненского с/х института он набирался опыта управления в колхозе "Путь Ленина", а потом пошел на работу в органы госуправления. 2,5 года (с 2001 по 2004г.) был министром по налогам и сборам. Это было как раз то время, когда Беларусь прочно удерживала последнее место в мире по качеству налоговой системы. Несмотря на этот факт, Константин Андреевич был назначен председателем Брестского областного совета. Им он и руководит более десяти лет. Вопрос о достижениях этого руководителя, сформировавшегося ещё в советское время не стоит. Типичный пример традиционного, консервативного "гвоздя" в кадровой обойме первого президента.

И вот А. Лукашенко переполнен праведным гневом по поводу резкого роста складских запасов. Пару лет назад он М. Мясниковичу и губернаторам приказывал решить проблему. Ничего не получилось. И вот на 1 апреля 2013г. складские запасы в промышленности составили Br32335 млрд. или 79,7% среднемесячного объема производства. Для сравнения на 1.04.2012 года было 46,4%. За I квартал 2013г. складские запасы увеличились на Br10,14 трлн. или на ~$1,2 млрд. Казалось бы, это орущий, моргающий красным светом сигнал опасности в промышленности и финансах. Однако эти сигналы гасятся "гвоздями" из кадровой обоймы президента.

Так на заседании Брестского облисполкома Константин Сумар констатировал, что затоваренность продукцией некоторых предприятий Брестской области приобретает угрожающие размеры. Из 115 промышленных предприятий, которые должны модернизироваться в этом году, 25 убыточны, а 23 снизили рентабельность продаж. На Брестском электромеханическом заводе складские запасы составляют 1137%, чулочного комбината — 380%, завода "Брестсельмаш" — 320%, "Цветотрон" — 251%, даже "Белалко" — 120%. Эти заводы скорее мертвы, чем живы. "Гвозди" в лице "крэпких хозяйственников" из Минпрома и Вертикали прочно прибивали крышку гроба отечественной промышленности.

В такой ситуации нужны смелые решения профессиональных антикризисных управляющих. Многие из этих предприятий спасти не удастся, поскольку слишком долго они были оторваны от рынка, лишены качественного управления. Нужно дрожать за каждый рубль, за каждое здоровое предприятие, каждого инициативного предпринимателя. А Константин Сумар, как закаленный, несгибаемый советский кадр продолжает гнуть свою линию. Он считает, что остановка глубоко убыточных, затоваренных под самую крышу складов предприятий – "не выход из сложившейся ситуации". "Так можно загубить предприятие. Для каждого необходимо выработать своего рода дорожную карту, где будут пошагово прописаны все действия".

К. Сумар с председателями исполкомов, министрами и «красными» директорами уже почти 20 лет пишут эти самые пошаговые инструкции. Дописались до ручки, но К. Сумару выгоднее закапывать в землю ценные бюджетные ресурсы, чем проводить настоящую модернизацию. Это типичное поведение "гвоздя", которые лишает будущего отечественную промышленность. Как раз про таких А. Лукашенко сказал в послании: "Но особенно возмущает людей, когда, на словах призывая коллектив к экономии, тот или иной руководитель предприятия, которое погрязло в долгах как в шелках, покупает себе любимому дорогостоящие иномарки, обустраивает свои дома, создает шикарные служебные кабинеты". К. Сумар скромностью в выборе автотранспорта, жилья и рабочих кабинетов не отличается.

Мясникович, будь мужиком, не будь "гвоздём"!

На заседании президиума Совета Министров 23 апреля премьер-министр Михаил Мясникович не мог не критиковать вверенное ему правительство и председателей облисполкомов. Итоги I квартала убеждают, что прогнозные показатели на 2013 год будут провалены. Это было ясно в день их принятия.

М. Мясникович, как один из самых старых и тертых "гвоздей" в кадровой обойме президента, решил пойти в атаку и призвал руководителей Вертикали к гендерно обусловленному поступку: "Если сейчас не поправить положение дел, нечего ждать и конца года, когда будет дана оценка правительству и облисполкомам главой государства. Поэтому если у какого-то министра или зампреда облисполкома, курирующего соответствующий участок, не получается, будьте мужиками – заявление на стол и ищите другую работу".

У М. Мясниковича очень долго и успешно получалось перекладывать с больной головы на здоровую. Он искусно уходил от ответственности, переходя из должности на должность. Михаил Владимирович перепробовал практически всё в своей долгой номенклатурной жизни. Осталось только на дембеле поработать послом в какой-нибудь далекой латиноамериканской стране. Это было бы лучше, чем продолжать цепляться за должность премьер-министра.

М. Мясникович не умеет держать удар и принимать на себя ответственность. Он не в состоянии защитить своих министров, которые под его руководством так и не стали командой единомышленников. Это он не мог аргументировано возразить А. Лукашенко, который настаивал на 8,5-процентном росте ВВП в 2013 году. Это он не смог убедить главу страны в необходимости ценовой либерализации и открытой, народной приватизации. Это при премьерстве М. Мясниковича строительный сектор и энергетика стали мафиозными и бандитскими, а деревообработка и сельское хозяйство — черными дырами для бюджетных ресурсов. Наконец, это при нём Беларусь оказалась в опасной зоне высоких долгов и неплатежей. Или у нас премьер-министр – это не руководитель правительства, а только скучный ретранслятор слов А. Лукашенко?

Настоящий мужик никогда бы не согласился занять позицию премьер-министра с такими полномочиями, когда чиновник администрации президента может перечеркнуть работу всего Совмина. Так что слышать из уст М. Мясниковича призывы к министрам и губернаторам быть мужиками звучат, как заклинания алкоголика вести трезвый образ жизни.

Стать мужиком, как и обратиться в веру, никогда не поздно. Нужно только набраться смелости и порвать с грешным прошлым. Михаил Мясникович мог бы стать на путь исправления, если бы сам добровольно ушел в отставку. Это было бы по-мужски, а ждать, пока его, как Геннадия Новицкого, Тамару Винникову, Ивана Титенкова, Галину Журавкову или Александра Озерца, А. Лукашенко вышвырнет с позором с высокой должности, это низко и мерзко. Вся карьера М. Мясниковича убеждает, что на такой поступок он не способен. Он будет до конца держаться за номенклатурное кресло, становясь вместе с сумарами и потупчиками гвоздями в гробу белорусской неоплановой экономики.

Справка. Ярослав Романчук. Руководитель Научного исследовательского центра Мизеса. Автор/соавтор восьми книг, свыше 1200 публикаций на экономическую тему. Лауреат премий Atlas Economic Research Foundation (2006, 2007), награды Свободы ISIL (2003 г). Автор разработанных демсилами Концепции интеграции Беларуси в ЕС, партнерства Беларуси и России, концепции бюджетной и налоговой политики Беларуси, Антикризисной программы для Беларуси, руководитель рабочих групп по разработке Национальной платформы бизнеса, Концепции молодежной политики. С апреля 2000 года по сентябрь 2011-го — заместитель председателя Объединенной гражданской партии. Кандидат в президенты Беларуси на выборах 2010 года.

поделиться

Новости по теме

Новости партнёров