"Наличие лицензий, разрешений, формальных квалификаций врачей не может быть 100-процентной гарантией от трагедии"

Ярослав Романчук, "Белорусские новости"

Трагедия семьи Кубаревых из Гродно потрясает. 23-летняя девушка стала жертвой медицинской ошибки в частном центре.

Простая пластическая операция закончилась смертью. Соболезнуем родным. Данное преступление необходимо тщательно расследовать, чётко установить факты. Пусть суд решает, кто виновен и какое наказание он должен понести.

На эмоциональной волне с новой силой зазвучали требования закрыть «Экомедсервис», где произошла трагедия Юли Кубаревой, и вообще запретить частную медицину в Беларуси. Мол, вот доверили им людей лечить, а они их губят и калечат. Какой бы страшной ни была единичная человеческая трагедия, нужно найти в себе силы и мужество, включить разум и логику, вооружиться фактами и опытом других стран, чтобы принять взвешенные, научно обоснованные, институциональное устойчивые решения.

Закрытие частного медцентра за грубые ошибки его сотрудников, тем более ликвидация частной медицины в стране было бы сродни суду Линча на площади. Можно подавиться косточкой от вишни в пирожке в сети быстрого питания, но это не значит, что эту самую сеть «именем революции» нужно ликвидировать. Тем более абсурдно запретить все частные сети быстро питания и загнать людей обратно в столовые. Можно разбиться на автомобиле из-за дефекта шины, но это не значит, что нужно упрятать за решётку шиномонтажника, тем более национализировать производителей шин.

Выстраивать стратегию развития целой отрасли экономики, в том числе медицины, на частных случаях и несчастьях, неправильно. Так беды не оберёшься гораздо больших масштабов. Каждый человек может ошибиться, в том числе человек в белом халате. За свои ошибки он должен нести персональную ответственность. Как механик, который плохо закрутит колесо автомобиля. Как повар, который использовал испорченный майонез и тухлые яйца для приготовления блюд.


Не нужен нам чужой совок. Нам бы от своего избавиться

Реформируя систему здравоохранения, Беларусь должна учиться на чужих ошибках. Нет смысла менять шило на мыло, белорусскую советскую систему с вкраплениями частных производителей услуг на огосударствлённую, страховую медицину с всесилием страховых компаний и фармацевтических гигантов британского, канадского или французского образца.

Количество ошибок в здравоохранении под пятой государства огромно. К сожалению, их число не приводит к реформам. Распорядители и потребители чужого не имеют стимулов что-то менять. Так печально известная британская Национальная система здравоохранения, по данным британских исследователей 2008г., является причиной более 17 тысяч необязательных смертей в год. Начиная с 1980-х и по 2008г. дополнительные расходы в объеме 34 млрд. фунтов не оказали влияние на уровень смертности в Британии.

Британцы платят налоги, но всё меньше доверяют национализированной системе. После почти 65 лет существования 7 миллионов британцев имеет частные медицинские страховки, 6 млн. имеет частные медицинские планы, а 8 млн. британцев доплачивает за медицинские услуги. Очереди, низкое качество и безразличие врачей первичного уровня, чрезмерная дороговизна, монополистические практики больших игроков на рынке, острый дефицит инвестиций, — нам такая англосаксонская модель государственного интервенционизма не нужна. Когда идеолог британской системы здравоохранения Уильям Беверидж «пробивал» решение о ее внедрении фашисты в Германии радовались: «Наши враги перенимают национал-социалистические идеи».

Трудно посчитать, сколько десятков тысяч белорусов умерло из-за ошибок врачей, медицинского персонала в государственных больницах и клиниках. Нет открытой статистики, сколько десятков тысяч белорусов можно было бы спасти, если бы у нас был доступ к современным лекарствам, новейшей медицинской технике и приборам. Министерство здравоохранения не извещает нас о том, сколько необязательных смертей в год случается в нашей стране в рамках государственной монопольной медицинской системы. Эта трагическая статистика скрыта от общественности. Врачей в рамках выполнения прогнозных показателей от больших начальников сверху «убеждают» ставить политически корректные диагнозы и заявлять о неизбежности смерти.


Цинизм и аморальность перекрестного субсидирования в медицине

Государственная система здравоохранения Беларуси — это система тотального перераспределения ресурсов. Под прикрытием оказания помощи малоимущим она позволяет распорядителям чужого (политикам и чиновникам высокого уровня) бесплатно получать качественные медицинские услуги. Бедным достаются крохи с барского стола, а люди со средним доходом вынуждены либо давать взятки, либо искать качественные услуги в частном секторе. Этот сектор экономики у нас угрожающе циничен и аморален. В нём, как и в энергетике, действуют механизмы перекрёстного субсидирования. Идеологи утверждают, что государство забирает у богатых, чтобы дать бедным. На самом деле, львиная доля ресурсов забирается у честных трудяг среднего класса и передают вершки – политической и номенклатурной элите, а корешки достаются тем самым «обыкновенным людям», интересами которых прикрываются распорядители чужого.

Врачи в этой системе приравнены к солдатам срочной службы. Они – не просто производители медицинских услуг. Они дают присягу (клятву Гиппократа) и поступают на государственную службу, как в своё время крепостные в царской России, только не на 25 лет, а на всю профессиональную жизнь. Распорядители чужого вбили в головы людям и самим медработникам то, что служить отечеству — их священный долг. Их зарплата, вознаграждение зависят исключительно от воли главнокомандующего по медицине, а не от качества услуг и количества довольных потребителей.

Да, врачи и медработники в отличие от солдат не хотят в сапогах и форме, но в остальном они очень похожи. Даже квартиры, которые врачи и медсёстры могут купить на свои зарплаты, скорее похожи на казармы, чем на современные, уютные дома. Как в армии, в медицине амбициозные врачи тоже хотят стать генералами. Они добиваются лучших должностей в продвинутых больницах или клиниках. Они «выбивают» себе большие бюджеты и право оказывать дополнительные услуги. Отдельным врачам или администраторам удаётся даже открыть частные учреждения. Это как милиция оказывает услуги по охране объектов и имущества. Далеко не каждый милиционер может получить разрешение на право заниматься таким бизнесом. Он даётся только тем, кто имеет определённые заслуги перед большими начальниками или связан с ними родственными или дружескими связями.

Наличие нескольких формально частных медицинских центров не означает, что в Беларуси существует рынок медицинских услуг. Его нет и никогда не было. Есть монополия государства с вкраплениями — исключениями для избранных частных производителей. Частные медицинские центры можно сравнить со свободными экономическими зонами, где можно немножко больше, чем в стандартной регуляторной среде. Но это скорее резервации, чем полноценные рыночные организации. Высокие цены услуг в частных центрах — показатель не жадности их владельцев, их неадекватной оценки уровня достатка белорусов. В высокой цене — затраты на бесплатное обслуживание больших начальников и контролёров сверху, включая дорогие подарки и лекарства, удушающая арендная плата, надбавка за фармацевтические дискриминационные практики, издержки на развитие в виде покупки земли, получение разрешений, а также дополнительная накрутка на случай национализации или рейдерского захвата конкурирующей группой чиновников. Такие случаи в истории Беларуси уже были.

Рынка медицинских услуг нет, потому что государство прочно отделило потребителей от производителей, развело по разным углам спрос и предложение, прибыли и убытки. Только в нерыночных условиях всеохватывающего государственного монополизма можно быть плохим производителем (врачом, медработником) и иметь крутую должность, высокий достаток и возможность карать и миловать своих конкурентов. Если бы такая же система работала в рынке обуви, то производители калош и валенок были бы самыми богатыми и «упакованными».


Беларусь выстрадала и заслужила полноценный рынок медицинских услуг

Беларусь выстрадала настоящую реформу систему здравоохранения. Нам нужна не государственная подделка британского, американского или французского разлива, а полноценный рынок медицинских услуг. Пора прекратить относиться к медицинским услугам, как чуть ли не сакральным таинствам, как в средневековье. Пора разрушить монополию государства на профессию врача и медработника. Пора прекратить держать белорусов за невежд, которые без руководящей и направляющей руки распорядителей и потребителей чужого не в состоянии отличить хорошего врача от плохого, качественную клинику от низкопробной. Рыночные механизмы (стоимость брендов, оценки, рейтинги специализированных изданий, мнение друзей, соседей, общественных авторитетов, доля на рынке, качество взаимоотношений с потребителями, личный авторитет врачей и медработников, мнения и оценки страховых компаний) позволяют сориентироваться в рынке без государственной монополии и даже без наличия министерства здравоохранения.

Элитистский аргумент сторонников государственного интервенционизма в рынок медицинских услуг о том, что люди невежественны и без чиновников не смогут разобраться, кто есть who на рынке производителей медицинских услуг, не выдерживает никакой критики. Как-то без вмешательства чиновников и политиков люди выбирают производителей хороших компьютеров, автомобилей, сложнейших станков и оборудования. Да, случаются ошибки. Люди теряют деньги, иногда здоровье и даже жизнь. Иногда даже вроде бы проверенная колбаса/огурец/рыба в лицензированном магазине, который вчера проверила санстанция, может оказаться смертельно опасной. Жизнь, на самом деле, рискованная штука. Тысячелетия истории доказали, что искать у государства защиты и страховки от угроз и рисков жизни — это часто, как пускать козла в огород. Если белорусы вопреки системе государственной образования, на свой страх и риск преодолевая отсталость чиновников, выучились предпринимательству, во многих сферах вошли в мировую элиту, то нет оснований считать, что они не смогут отличить хорошего врача от плохого. Как показал трагический случай с «Экомедсервисом», наличие лицензий, разрешений, формальных квалификаций врачей не может быть 100-процентной гарантией от трагедии.

Создание полноценного рынка медицинских услуг должно начинаться с признания факта, что врач и медицинский работник — свободные люди, которые за инвестиции в знания ожидают соответствующего вознаграждения. Пусть они, как производители, конкурируют друг с другом, а люди (потребители), сами решают, кому отдать причитающиеся им бюджетные и частные деньги. Иными словами, нужно реализовать принцип «деньги следуют за пациентом» и создать полноценное конкурентное поле для производителей, одинаковое как для частных, так и для государственных структур. При сохранении уровня госфинансирования здравоохранения 2013г. каждый белорус, который останется в государственной системе, будет получать от государства около $200 в год на свой индивидуальный, накопительный медицинский счёт. Такой подход ликвидирует искажения в системе мотивации как потребителей (выгодно будет заботиться о своём здоровье), так и производителей (выгодно будет быть вежливым, без очередей обслуживать клиентов и оказывать им качественные услуги).

Важный элемент реформы системы здравоохранения — ликвидация конфликта интересов в органах госуправления. Место Министерства здравоохранения должен заменить департамент в министерстве социальной политики. От имени государства государственными медицинскими учреждениями будет управлять государственное унитарное предприятие «Солидарность во имя здоровья». Финансирование расходов на государственные медицинские организации и взносы для каждого гражданина будет идти через Фонд здравоохранения. Базовые медицинские организации в сельской местности и малых городах целесообразно организовывать и управлять ими в партнёрстве с религиозными и общественными организациями. Наконец, Фонд медицинской помощи малоимущим будет оказывать дополнительную поддержку тем, кто самостоятельно не может позволить себе лечение (при ограничении суммы, которую государство и Фонд может потратить на одного человека в год).

Рынок медицинских услуг и лекарств надо освободить от НДС, таможенных пошлин и налога на прибыль. Одновременно следует провести ценовую либерализацию и запустить механизм приватизации больниц и поликлиник частными структурами. Нет сомнения, что рынок медицинских услуг уже в начале реформы будет переживать бум. Ёмкость рынка (частные и государственные расходы) составляет около $4 млрд. Нет сомнения, что в течение 3—5 лет в Беларуси появятся мощные, современные медицинские корпорации, которые будут производить качественные медицинские услуги для белорусов по всей стране. Мы резко сократим затраты на администрирование системы здравоохранения. У нас появится разнообразие форм взаимоотношений между производителями и потребителями. Мы остановим отток высококвалифицированных, талантливых медицинских кадров из страны, резко увеличим экспорт медицинских услуг. Полноценная рыночная реформа системы здравоохранения позволит нам выйти, наконец, из демографической ловушки – и нас, белорусов, снова будет больше 10 миллионов.

На малых и больших трагедиях надо учиться. Жизнь Юли Кубаревой должна стать катализатором серьезного диалога общества и власти на предмет полноценной рыночной реформы медицины. Нет сомнений, что эта трагедия требует самого тщательного расследования. Важно, чтобы мы знали позиции всех сторон, в том числе акционеров «Экомедсервиса» и людей, которые непосредственно делали операцию. Мы рассчитываем на объективность прокуратуры и судей, но здравый смысл тех людей, от которых зависит работа врачей и медперсонала, а также уровень доверия людей ко всей медицинской системе в целом.

Справка. Ярослав Романчук. Руководитель Научного исследовательского центра Мизеса. Автор/соавтор восьми книг, свыше 1200 публикаций на экономическую тему. Лауреат премий Atlas Economic Research Foundation (2006, 2007), награды Свободы ISIL (2003 г). Автор разработанных демсилами Концепции интеграции Беларуси в ЕС, партнерства Беларуси и России, концепции бюджетной и налоговой политики Беларуси, Антикризисной программы для Беларуси, руководитель рабочих групп по разработке Национальной платформы бизнеса, Концепции молодежной политики. С апреля 2000 года по сентябрь 2011-го — заместитель председателя Объединенной гражданской партии. Кандидат в президенты Беларуси на выборах 2010 года.

поделиться

Новости по теме

Новости партнёров