Отчаянные байкеры и пьяные слезы - "Командир, ты же мужик, ты все понимаешь..."


Отчаянные байкеры и пьяные слезы -
Фото: TUT.BY

В ночь на 1 мая AUTO.TUT.BY принял участие в дежурстве специального подразделения ГАИ. Об отношении инспекторов к нарушителям, пьяных женщинах и трезвых "псевдоюристах", байкерах и скорости - в репортаже с ночных столичных дорог.

Ночная смена для сотрудников спецподразделения начинается в 22.00. Командир взвода специального подразделения по обеспечению дорожной безопасности ГАИ ГУВД Мингорисполкома (СП по ОДБ ГАИ ГУВД Мингорсиполкома) Дмитрий Байран уже закончил инструктаж и знакомит нас с первыми на этот вечер напарниками.

- Всего во взводе 6 экипажей, из которых 5 патрулируют город. Работаем с 22.00 до 8.00. У каждого патруля своя специфика и метод работы – рекомендую проехать со всеми, что бы получить полное представление о дежурстве: территориально вы сможете охватить весь город и весь спектр правонарушений. Главная задача - обеспечение безопасности дорожного движения.

СП по ОДБ в столичной ГАИ считается элитным: здесь лучшие автомобили, самые опытные и подготовленные сотрудники, а экипажи специального подразделения участвуют в сложных операциях и задержаниях. В основные задачи СП по ОДБ ГАИ ГУВД Мингорисполкома входит патрулирование дорог и сопровождение делегаций. В дневную смену спецподразделение работает на двух столичных проспектах – Независимости и Победителей и выезжает для оказания помощи районным отделам ГАИ, в ночную – СП патрулирует весь город.


"Командир, да тут нет никого, кому я мешаю?.."


Выезжаем на проспект Независимости. Движение оживленное: кто-то торопится домой, кто-то возвращается из гостей – завтра выходной день, 1 мая. Из радиостанции то и дело раздаются отрывистые сообщения: ребенок не вернулся из школы домой – сообщают приметы; разыскивается автомобиль, скрывшийся с места аварии; на улице Ольшевского пропало освещение – принять меры к обеспечению безопасности; на Казинца горит общежитие – необходимо помочь МЧС; возле кинотеатра "Киев" ограбили прохожего, забрали мобильный телефон.

Отчаянные байкеры и пьяные слезы - "Командир, ты же мужик, ты все понимаешь..."

Как только оказываемся в районе улицы Долгобродской, инспекторы получают сигнал – на Уральской минивэн въехал в остановку и скрылся с места ДТП.

- Возможно, водитель просто не справился с управлением – но в таком случае уезжать с места происшествия незачем. А вот если человек в состоянии алкогольного опьянения, это грозит ему не только внушительным штрафом и потерей прав - город обяжет его возместить ущерб.

Экипаж ГАИ сворачивает во дворы и закоулки. Все вместе всматриваемся в машины – у минивэна должны быть серьезные повреждения. По радиостанции уточняют марку и модель машины, кто-то из очевидцев запомнил несколько цифр из номера и что автомобиль зарегистрирован в 5-ом регионе. Чуть позже сообщают: водитель Chrysler задержан.

- Чаще всего в таких случаях человек старается не уезжать далеко – во-первых, он сам хочет посмотреть, какой ущерб причинен машине. Во-вторых, боится передвигаться по городу – ведь его могут остановить, и поинтересоваться, где он так разбил автомобиль. В третьих, если он скрылся с места ДТП, то знает, что его ищут, срабатывает инстинкт – спрятаться, затаиться. Вот кто-то из экипажей и обнаружил его неподалеку, - делятся опытом многолетней практики инспекторы.

А нам предлагают "поработать на скорость". Въезжаем на территорию Заводского района в район улицы Машиностроителей. Прямая, как стрела, дорога и знак ограничения максимальной скорости – 60 километров в час.

- Ночью чаще всего превышают скоростной режим. Аргумента всего два: "командир, да тут нет никого, кому я мешаю?" либо "тороплюсь очень".

Водитель Mazda 323 превысил скорость на 12 километров в час.

- Оштрафовали?

- Нет. Водителю вынесено устное предупреждение. Если мы видим, что человек вменяемый, а в базе за ним не числятся многочисленные нарушения – проводим беседу. Мы работаем на предупреждение нарушений ПДД, а не наказание.

Отчаянные байкеры и пьяные слезы - "Командир, ты же мужик, ты все понимаешь..."

Еще одна машина останавливается по взмаху жезла. В автомобиле компания молодых людей, пассажиры агрессивны – особенно девушки. Водитель тщетно пытается их утихомирить и идет объясняться с сотрудниками ГАИ, которые "пробивают" его по "Кулону" - компактному прибору, подключенному к базе МВД, в которой есть все данные о водителе.

- У молодого человека при себе временное удостоверение, а вот документа, подтверждающего личность, нет. Поэтому проверяем его по компьютеру: стандартная процедура для исключения каких-либо ошибок. Вот видите – фотография соответствует.

Водителя отпускают с напутствием всегда иметь при себе паспорт, а мы уезжаем на встречу с другим экипажем – "работать на пьяных".

Инспектор о мотивах работы в ГАИ:

- В армию я пошел еще при СССР, а демобилизовался уже в независимой стране. Огромная страна развалилась, старые идеалы рухнули, а новые еще не создали. Молодым сложно понять, а наше поколение помнит – хаос и вседозволенность на какой-то период стали нормой. Мне было важно защитить то, во что я верил – порядочность, честь, совесть. И я пошел работать в милицию. Жалею ли я об этом? Нет.



"Практически каждая вторая пьяная женщина грозит снять погоны, лишить звания и отправить на покой без выходного пособия"


У водителей проверяют документы, некоторых просят проследовать в патрульную машину и "подышать". Молодая девушка возмущается:

- Да мой пассажир весь вечер пьет пиво в машине! Вот и запах! Это от него, а не от меня.

Алкотестер демонстрирует нулевые показатели, девушка уезжает, а инспекторы рассказывают о пьяных водителях – женщинах и мужчинах.

- Пьяных в целом становится меньше, а вот нетрезвые женщины за рулем стали попадаться в последние годы чаще. С ними морально сложнее работать – состояние алкогольного опьянения и излишняя эмоциональность могут вылиться как в истерику, так и в попытку выцарапать глаза. Практически каждая вторая женщина грозит снять погоны, лишить звания и отправить на покой без выходного пособия.

Мужчины чаще пытаются заблокироваться в машине и уехать или попытаться сбежать на своих двоих. Нередко лезут в драку. А некоторые впадают в слезливую сентиментальность и пытаются найти оправдание: с женой поругался, начальство обидело, жизнь тяжелая или просто "ну ты же мужик, ты же понимаешь".

- Сложнее всего сходу определить состояние опьянение у женщины: когда открывается окошко в салоне, оттуда шлейф самых разных ароматов – начиная от испарений омывателя и заканчивая духами, запахом лака для волос и разной косметики. А мы ведь не дергаем поголовно всех на "подышать" - только когда для этого есть веские основания.

Многое зависит и от индивидуальных особенностей организма: инспекторы приводили в пример мужчину, который выглядел абсолютно трезвым и адекватным, при этом честно признался, что выпил почти литр водки – медосвидетельствование слова водителя подтвердило. И тут же рассказывают еще один случай – таксист с 3,0 промилле умудрился по дороге в "ночник" за дополнительной дозой алкоголя еще и клиентов взять.

Отчаянные байкеры и пьяные слезы - "Командир, ты же мужик, ты все понимаешь..."

Инспектор о пьяных водителях:

- Недавно прочитал мнение одного эксперта: мол, по вине водителей в состоянии алкогольного опьянения совершается всего 5% ДТП, а ГАИ вместо того, чтобы бороться с пьяными за рулем, должна дежурить возле переходов. Наверное, это писал человек, который никогда воочию не сталкивался с последствиями "пьяной" аварии, потому что если бы видел это все – погибших, искалеченных и пьяного весельчака на месте ДТП, - то в первых рядах стал бы требовать ужесточения наказания.



Конфликты: "Все вокруг враги" и рассуждения "о своих правах и милицейских обязанностях"


Проспект Победителей - и третий по счету экипаж. Автомобилей мало - на часах практически 4 утра, - но инспекторы останавливают практически все проезжающие машины для проверки документов. У кого-то просрочен техосмотр, кто-то забыл дома "права" и техпаспорт.

Отчаянные байкеры и пьяные слезы - "Командир, ты же мужик, ты все понимаешь..."

В машину садится молодой человек. У него временное удостоверение, а документа, подтверждающего личность, нет. Инспектор начинает выписывать квитанцию на оплату штрафа, молодой человек возвращается в свой минивэн VW - и внезапно уезжает.

- Я его не отпускал!

Патрульная машина срывается с места, и Volkswagen через пару сотен метров вынужденно тормозит.

Но молодой человек уже отказывается выходить из машины. Снимает инспекторов на мобильный телефон, звонит в дежурную часть, рассуждает о своих правах и милицейских обязанностях.

Спокойствие инспектора ГАИ гасит конфликт: водитель минивэна признает, что погорячился, соглашается с правонарушением и расписывается в протоколе.

Беседа логично переходит на поведение водителей во время общения с ГАИ.

- Люди разные. Кто-то с легкостью признается: "Да, нарушил". Кто-то будет стоять до последнего – и доказывать что все кругом враги. Сейчас появилась еще одна категория – чаще всего, это студенты-юристы или молодые люди, сидящие на специализированных форумах. Не смейтесь! Они точно знают, какие у них права, ищут нарушения в процедуре, оформлении, снимают все на видео – при этом даже не включая логику. Нарушение очевидно, и избежать наказания нельзя, даже если юриспруденция – твой хлеб или твое хобби.

Инспектор о зарплате:

- Все убеждены, что сотрудники ГАИ – если не долларовые миллиардеры, то рублевые – точно. Моя зарплата – около 4,5 млн в месяц, так что я рублевый миллионер. У меня нет своего жилья, но есть машина, которой больше 15 лет. Мой смартфон куплен в рассрочку. Хотел бы я зарабатывать больше? Да. Но больше хотели бы зарабатывать все – и учителя, и врачи, и уборщицы.



"0,4 промилле - и сбил человека. Истерика была: "Почему вы меня не остановили раньше?" Ну а зачем ты за руль сел?.."


Наш следующий экипаж и самое тяжелое время – с 4 до 6 утра. Организму не прикажешь – он хочет спать, особенно если учесть, что инспекторы не делятся на "дневных" и "ночных": работают, как выпадет смена. Нам предлагают прокатиться по городу – "на патрулирование".

В неспешном движении по утреннему Минску есть своя прелесть. Удивляет, что инспекторы не просто знают город – про каждый двор, каждый переулок, каждый мост и каждую улицу могут рассказать свою историю.

- На Плеханова в районе старой застройки сплошь сквозные проезды, очень трудно здесь кого-то задерживать в одиночку.

- А вот тут сбили пешехода. Возвращался из ночного клуба, выскочил на дорогу вне перехода из-за припаркованных машин – и прямо под колеса. А водитель оказался не совсем трезв – "после вчерашнего" показало у него 0,4 промилле. Истерика была у человека: "Почему вы меня не остановили раньше?". Ну а зачем ты за руль сел?

Мимо проносится мотоциклист на спортивном байке.

- Догоним?!

- Гонки по городу за мотоциклистом – опасно и бессмысленно. Мы можем подвергнуть опасности других участников движения, - наставительно говорит инспектор и тут же передает по рации обстановку.

Буквально через несколько минут приходит ответное донесение: мотоциклист остановлен, на него составляют несколько протоколов.

Мотосезон открыт, и несмотря на то что ГАИ и братство байкеров заключили негласный пакт о дружбе, нарушителей хватает.

- Характер байкера зависит от его мотоцикла. Хозяева чопперов, круизеров, эндуро – люди в жизни состоявшиеся и умеющие ее ценить. А вот владельцы спортивных байков зачастую любители скорости. И такие гонки на минских улицах могут плачевно закончиться.

Почти 6 часов утра, и мы, не дожидаясь нашего последнего экипажа – он занят оформлением ДТП, отправляемся домой. Ночной патруль выдался тихим и спокойным – без пьяных водителей и аварий. Инспекторы шутят: если бы точно знали, что с прессой всегда будет такие дежурства – посадили бы по корреспонденту в каждый экипаж.

Отчаянные байкеры и пьяные слезы - "Командир, ты же мужик, ты все понимаешь..."

поделиться

Новости по теме

Новости партнёров