Александр Ярошук: Мы подошли к логическому финалу советской системы

Егор Кроткий, UDF.BY

Президент Беларуси Александр Лукашенко поручил максимально реализовать сельхозорганизациям скопившуюся на складах промпредприятий технику.

Об этом глава государства заявил 24 мая, посещая с рабочей поездкой Кличевский район Могилевской области.

"Сейчас есть возможность купить технику. Вчера я премьер-министру поставил задачу: немедленно технику, которая сегодня не будет реализована на экспорт и находится на складах, направить в хозяйства. Это не бесплатно. Может быть, в рассрочку. Если кто-то сразу будет покупать, мы ему сделаем хорошую скидку до 25%, а может, и 30%. Губернаторы решат, сколько и какая техника необходима", - приводит слова президента его пресс-служба.

А запасы никому не нужных тракторов – значительные: на территории завода и на испытательной станции МТЗ в поселке Обчак спрятано свыше 20 000 тракторов, сообщает "Хартия-97".

Ситуацию для UDF.BY комментирует председатель Белорусского конгресса демократических профсоюзов Александр Ярошук.

- Возможно, раздача тракторов и принесет плоды, если трактора будут раздаваться бесплатно или хотя бы за полцены. А судя по снимкам, склады под завязку забиты тракторами.

Но в нашем случае уместно вести разговор о другом. Власти борются со следствием, а причина ведь остается – неконкурентность белорусской экономики. То, что россияне не покупают белорусские трактора, это не злой умысел российских покупателей.

Медленно, но верно белорусские власти вели к тому, чтобы трактор "Беларусь" стал неконкурентоспособным по соотношению критериев "цена-качество". По цене приближается к мировым брендам, и значительно дороже китайских аналогов. Поскольку промышленная политика в стране не меняется, пройдет 3-5 лет, и белорусский трактор будет вытеснен с внешнего рынка, теми же китайскими аналогами.

Сходная ситуация и МАЗами. Россия вступает в ВТО, поэтому МАЗы становятся неконкуретными даже в России. Неизбежно наступает момент, когда за нежеланием проводить экономическую либерализацию, за нежеланием менять экономический курс следует расплата. В предыдущие годы склады и МАЗа, и МТЗ также были завалены продукцией, но тогда правдами и неправдами удавалось еще растолкать продукцию. Может, удастся и в этот раз. Но ненадолго: борьба идет не с причиной, а со следствием.

Причина – неконкурентоспособная экономика и нежелание менять экономический курс. Старый курс рухнул еще в 2011 году.
К слову, рабочий график на МТЗ не меняется, хотя все склады завалены никому не нужными тракторами. График не меняется по идеологическим причинам, по политическим причинам идет работа на склад.

Вчера смотрел по "Дискавери": завод в Великобритании, на котором работают 3 тысячи человек, выпускает 7,5 тысяч тракторов в месяц. На МТЗ работают 19 тысяч человек, но они не производят 100 тысяч тракторов в месяц. Зарплата рабочих составляет минимум 700-800 долларов. Можно представить себе – какова цена и конкурентоспособность этой техники.

На МАЗе работают 25 тысяч человек. 20 лет власти ничего не делали, сохраняли советскую систему производства, не меняли структуру производства. Хотя были стратегические партнеры, была возможность модернизации производства.
Мы подошли к логическому финалу советской системы.

Новости по теме

Новости других СМИ