Появится ли на карте Цыган-Городок?

Геннадий ПОПЛАВСКИЙ, "Заря"

Поводом для журналистской командировки в Давид-Городок стало бурное обсуждение в социальных сетях случая, когда 57-летний местный житель ранил выстрелом из охотничьего ружья цыгана.

Возбуждение уголовного дела вызвало шквал комментариев у участников интернет-сообщества, которые требовали остановить "цыганский беспредел" в Давид-Городке.

Так что же за проблемы существуют в этом небольшом городе во взаимоотношениях коренных полешуков и цыган, поселившихся здесь относительно недавно? Чтобы получить ответ на этот вопрос, пришлось съездить в Давид-Городок и пообщаться с местными жителями и представителями власти.


О бедном охотнике замолвите слово?


Мне удалось разыскать одного из наиболее активных авторов дискуссии в соцсетях. Через день мы встретились на автостанции Давид-Городка. При знакомстве Сергей, работающий на местном электромеханическом заводе, назвал свою фамилию, но, по определенным причинам, попросил не упоминать ее на страницах газеты. Такую же просьбу высказали и другие люди, с которыми мне довелось встречаться в Давид-Городке чуть позже.

Пока мы добирались к дому главного фигуранта по делу о стрельбе, Сергей рассказал, с чего все началось.

- После Радоницы я услышал, что мой знакомый Иван Босовец попал в милицию из-за того, что стрелял в двоих цыган, которые забрались в его теплицу, и теперь ему может грозить тюремное заключение. Ивана я знаю как человека спокойного и работящего, увлекающегося охотой и рыбалкой. Поэтому подумал: раз он решился на такой отчаянный шаг - значит, для этого были какие-то веские причины. Я попробовал привлечь внимание земляков к этому происшествию и бросил клич в социальной сети. Признаться, сам не ожидал от них такой бурной реакции.


Эмоции "стреляют" в упор


Иван Босовец встретил нас на крыльце своего дома, только что закончив работы в теплице. Как и многие в здешних местах, он занимается выращиванием огурцов и помидоров на продажу. Причем дело поставлено достаточно основательно - три парника, обтянутых пленкой, занимают значительную часть его приусадебного участка.

- Огурцы - мой основной заработок, - объясняет Иван Босовец. - Под парниками - пять соток. Сами понимаете, работы хватает, вот и пашу с утра до вечера.

- Говорят, в одной из этих теплиц вы и стреляли в непрошеных гостей? - спрашиваю у него.

- Да нет. Стрелял я в другом месте. Дело было на Радоницу. Утром я вышел на улицу и увидел двоих соседских пацанов-цыган, сидевших на крыльце своего дома. Не знаю, что на меня нашло, но я вдруг вспомнил старые обиды, взял свое охотничье ружье, подошел к калитке и на эмоциях выстрелил в их сторону дробью. Я как увидел, что ранил в руку одного из них, так сразу сам и вызвал милицию. Когда приехали милиционеры, отдал им ружье и рассказал, как было дело. На три дня меня забрали в Столин в изолятор временного содержания, возбудили уголовное дело по статье "Угроза убийством", а затем отпустили домой. Вину свою я признал - сейчас жду суда. Каждый день хожу сам не свой и сильно жалею, что схватился тогда за ружье.

- Что же это за обиды такие, чтобы начать стрелять в людей? - спрашиваю.

- Я и говорю, что и сам не рад из-за этой стрельбы, - оправдывается Иван Васильевич. - Но вы поймите, проблемы с цыганами-соседями у меня начались не вчера, а лет семь назад, когда они тут поселились. Зимой, когда нечем топить дом, воруют дрова или ломают забор. Бывает, замки в хате вскроют или окно выбьют. Весной лазят за огурцами в парники, пробивают там пленку. А в это дело столько труда и денег вложено! Где-то перед Пасхой я им говорю: ребята, кончайте пакостить, а то плохо будет. А цыгане мне в ответ: "Сгоришь ты, Ванька, вместе с парниками". И как же тут можно спокойно жить? Вот нервы и не выдержали...


Кто не работает, тот не ест?


В Давид-Городке нервы на пределе, похоже, не только у Ивана Босовца, но и у других людей. Такое впечатление сложилось у меня после разговора с группой городчуков на центральной площади населенного пункта и на электромеханическом заводе. Претензий к представителям цыганской диаспоры у них накопилось немало, и высказывались люди весьма эмоционально.

- По нашей Коммунальной улице и днем пройти боишься, - возмущается живущая там Мария. - Цыганята, которые часто играют там, забрасывают песком и грязью не только наших детей, но и взрослых. Сделаешь им замечание - они тебя таким матом обложат!

- Раньше у нас и на дома никто замков не вешал, а теперь они не то что на домах, на всех теплицах висят. Пошло все это с перестроечных годов, когда в Давид-Городок стали приезжать и селиться цыгане чуть ли не из всего Союза, - присоединилась к разговору пенсионерка Александра Васильевна. - До этого тут жило всего несколько цыганских семей, все - работящие люди. А с начала 2000-х, когда цыган к нам стало приезжать все больше, чередой пошли преступления, причем такие серьезные, как торговля наркотиками и убийства.

- Почему никто не интересуется, за какие средства живут цыгане? - удивляется мать троих детей Анжела. - Ведь из них почти никто не работает. Ладно, одни получают пособия на детей. Зато остальные либо воруют и обманывают, либо незаконно торгуют разным барахлом по деревням или попрошайничают. Как подходит Рождество, цыганки берут детей на руки и пошли просить сало-мясо в Ольшаны. Зачем им работать? И так накормят. Я, конечно, Бенча (так местные по-своему называют Ивана Босовца) не оправдываю, но понимаю. Чтобы поставить детей на ноги, "пухнешь" в этой теплице с шести утра, рассчитываешь заработать, а кто-то приходит и ворует твои огурцы, ломает парник. И часто эти кражи сходят ворам с рук. Поэтому некоторые цыгане нам открыто и говорят: "Через десять лет мы тут станем главными и будете вы жить не в Давид-Городке, а в "Цыган-Городке".

- А я хочу спросить, отчего так получается... - недоумевал еще один работник электромеханического завода. - Как служить в армии - цыган не берут, потому что те, мол, малограмотные (многие из них оканчивают только начальную школу), а водительские удостоверения они, однако, получают и ездят на машинах?

Свою точку зрения по цыганской проблеме мне высказывали и другие люди. Но если говорить вкратце, то именно к последнему вопросу и сводилось мнение каждого из них. Городчуки уверены: раз цыгане пользуются такими же правами, как и все остальные граждане Беларуси, то наравне со всеми должны работать, платить налоги, служить в армии. От местных властей они ждут, чтобы те не давали разрешение на приобретение для цыган жилья и заставили их жить по закону. "Мы боимся, что если не будет приниматься никаких мер, то могут начаться самосуды. Первый звоночек уже прозвучал", - сказали напоследок люди.


Учеба и труд всё перетрут


Владимир Головач, председатель Давид-Городокского горисполкома, имеет свою точку зрения по проблеме взаимоотношений коренных жителей и лиц цыганской национальности. И мнение это несколько отличается от озвученного выше.

- Мы не можем допустить у себя возникновения какой-то межнациональной вражды и самоуправства, - считает председатель, - а для этого надо всегда действовать в рамках закона. Сейчас в Давид-Городке проживают 65 цыганских семей общей численностью 365 человек - более 5 процентов от общего числа жителей города. Конечно, у цыган за столетия сложился своеобразный уклад жизни, отличный от нашего, и сразу изменить его нереально. Поэтому мы, прежде всего, решили делать ставку на воспитание подрастающего поколения. Считаю, что если цыганские дети получат полноценное образование и какую-то специальность, то их образ жизни сложится по-другому, чем у родителей, и мы сможем разорвать замкнутый круг. Ведь учеба, как известно, приучает ребенка к труду. Поэтому на постоянном контроле в исполкоме находится исполнение Закона «Об образовании» и посещение детьми учебных заведений. Сегодня у нас насчитывается более 130 несовершеннолетних цыганской национальности, и почти половина из них ходит в школу.

Что же касается вопроса о покупке цыганами жилья, то ко мне иногда люди приходят чуть ли не целыми улицами и требуют: запретите такому-то продавать цыганам дом. А как я могу запретить? Это частная собственность и человек сам вправе ею распоряжаться. Немало домов цыгане и сами продают друг другу. Говорят, мол, горсовет массово покупает цыганам дома. На это отвечу так: за последние 5 лет свои жилищные условия улучшили шесть цыганских семей - три семьи получили льготные кредиты на покупку жилья, а еще троим - выделили жилье социального пользования. Все эти действия осуществлялись в рамках действующего законодательства. Сейчас в исполкоме на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий стоит 15 цыганских семей, из которых 10 - многодетные.

- Действительно, приобщение цыганских детей к учебе и труду - дело необходимое. Но результаты этой работы будут видны не сразу. А что же все это время будут делать их безработные родители? - поинтересовался я у Владимира Николаевича.

- Естественно, мы стремимся к тому, чтобы и взрослые занялись общественнополезным трудом. Если на своем приусадебном участке, где теперь растут только сорняки, они поставят парник и сами посадят огород, то они будет ценить и чужой труд и не полезут к кому-то ломать теплицу. Но успехами здесь, к сожалению, хвастаться не приходится. Из всех наших цыган официально работает только два человека, еще двое зарегистрированы индивидуальными предпринимателями. Правда, есть надежда, что некоторые сдвиги в этой области все же произойдут. И вот почему. Цыгане, как правило, официально не оформляют свой брак, поэтому многие женщины-цыганки числятся матерями-одиночками. До недавнего времени они все получали пособия на детей до 18 лет и жили за счет них. Теперь, когда такие пособия отменены (за исключением некоторых случаев), думаю, что многим придется искать работу. Правда, вряд ли все цыгане станут трудоустраиваться. А заставлять их работать мы не имеем права. Если бы, как в советские времена, была предусмотрена ответственность за тунеядство, воздействовать на таких людей было бы проще.


Маленький процент и большие проблемы


Мнения о том, что в отношении лиц, ведущих асоциальный образ жизни, надо принимать какие-то меры законодательного характера, придерживается и начальник отделения милиции г. Давид-Городка Владимир Горегляд.

- Одна из серьезных проблем нашего города, да и в целом района, - высокий уровень преступности среди лиц цыганской национальности, - говорит он. - Еще не забыт 2007 год, когда в течение двух месяцев цыгане совершили два жестоких убийства, одно из которых было сопряжено с разбоем. В 2012 году цыганами совершено 9 преступлений (все кражи) в нашей зоне обслуживания, что составляет 18% от общего количества преступлений. И это притом, что цыганское население составляет только 5,2% всех жителей города. Кроме того, в минувшем году на лиц цыганской национальности было составлено 310 административных протоколов, в основном - за управление автомобилями без прав.

Вообще цыганам-автомобилистам у нас уделяется особое внимание. Ежедневно на выезде из Давид-Городка, на мосту через Горынь дежурят сотрудники милиции, которые переписывают номера автомобилей, за рулем которых находятся цыгане, и проверяют у них документы. Если выявляются нарушения правил дорожного движения - машина сразу же отправляется на специальную стоянку, откуда владелец сможет забрать авто только после уплаты штрафа. С начала года на штрафстоянку было отправлено уже более десяти машин и многие там находятся до сих пор.



Каждый сам за себя


Представитель цыганской диаспоры Руслан Базылевич, который работает худруком в Давид-Городокском доме культуры и возглавляет созданный в прошлом году самодеятельный творческий коллектив "Ритмы ромен", считает, что для изменения негативного отношения к себе, в первую очередь, усилия должны приложить сами цыгане.

- Скажу так: нет плохих наций, а есть недостойные их представители. Это относится и к цыганам. Уже не раз возникали разные вопросы из-за неправильного поведения отдельных цыган. Да, наша семья пользуется в Давид-Городке определенным уважением, и при встречах я говорю некоторым из них: делать так и так нехорошо. Кто-то прислушивается, а кто-то - нет. Ведь у цыган каждый отвечает сам за себя, и мне могут ответить: "Какое твое дело?". Поэтому воспитанием, в первую очередь, должны заниматься отцы и матери. Я вот, например, вырос в строгой семье, где воспитывалось семеро детей. Наш отец работал водителем погрузчика на электромеханическом заводе и с детства приучал нас к труду. Все мои братья и сестры получили образование: одни окончили институт, другие - техникум или профтехучилище и сейчас заняты делом.

Конечно, и власть должна принимать какие-то меры. У нас в Доме культуры собрали жителей-цыган для профилактических бесед. После недавнего инцидента (имеется в виду стрельба по цыганским парням) не помешает собраться еще раз. Надо всем вместе находить пути решения проблемы - поскольку цыган из Давид-Городка на какой-то остров не перебазируешь.



Вместо эпилога


Пообщавшись с местными жителями, автор этих строк пришел к выводу, что в основе непонимания между коренным населением и лицами цыганской национальности лежат причины скорее социального, а не этнического характера. Трудолюбивых полешуков возмущает не сам факт, что рядом с ними живут цыгане, а иждивенческий образ жизни, который ведут некоторые из них. В этом, скорее всего, и кроется главная причина возникающих конфликтов, которую как-то нужно устранять. По мнению многих жителей Давид-Городка, социальная поддержка не должна стимулировать тунеядство - ведь государство оказывает материальную помощь тем же многодетным семьям с расчетом на то, что в них воспитают достойных и работящих людей, а не бездельников, которые затем будут сидеть на шее у других налогоплательщиков.


Из истории вопроса


В советское время по-разному пытались бороться с образом жизни цыган. В 1927 году на усадьбе Михалово Витебского района создали первый в СССР цыганский колхоз "Новая жизнь". Затем в 1930-е годы показательно создавались цыганские колхозы в Езерищенском, Лиозненском, Жлобинском районах, но все они вскоре распались либо стали смешанными.

Существенных результатов добились лишь после принятия в 1956 году Указа Президиума Верховного Совета СССР "О приобщении к труду цыган, занимающихся бродяжничеством", по которому цыгане в принудительном порядке приобщались к оседлому образу жизни. В частности, правоохранительным органам предписывалось в тех случаях, когда трудоустроенные цыгане самовольно оставят постоянное место жительства и будут уклоняться от общественнополезного труда, принимать меры к их розыску и привлекать к уголовной ответственности. Выявленных "уклонистов" в то время массово отправляли "на стройки пятилетки", благодаря чему вскоре смогли перевести цыган на оседлый образ жизни.

Новости по теме

Новости других СМИ