В турфирмах о молодых специалистах: Хорошо, если в вузе географии научат

Адарья Гуштын, "Завтра твоей страны"

"Туризм и гостеприимство" — одна из самых престижных и дорогих специальностей в белорусских вузах. Как обстоит дело с трудоустройством сотен выпускников — уровень их подготовки оценили в туристических компаниях.

Распределять выпускников сложно

Два года назад в Волковысском колледже из двадцати выпускников с квалификацией "Турагент. Экскурсовод" только девять были распределены, причем пять из них направили в частные фирмы, которые не связаны с туризмом. На подготовку специалистов из бюджета тогда было потрачено более 250 млн. рублей.

По словам директора колледжа Михаила Семенчика, негативный опыт был учтен: в прошлом году набирали только платников. Стоимость обучения — 5,1–5,4 млн. рублей в год.

— Распределение составляет более 90%. Наши выпускники работают в турфирмах Гродненской, Бресткой областей и города Минска, а также в музеях — Беловежская пуща, усадьба в Коробчицах, Несвижский замок, — отмечает директор колледжа.

По его словам, распределять выпускников сложно, так как в небольших городах пока недостаточно развита инфраструктура для туризма — очень мало турфирм. Активно развивается агроэкотуризм, но направить на работу в усадьбу выпускника практически невозможно — по закону это семейный бизнес, и если хозяева привлекают сторонних лиц к работе, для них действует совершенно другая система налогообложения.

В этом году состоялся первый выпуск студентов специальности "Экономика и управление туристской индустрией" в Барановичском государственном университете. Руководство вуза через СМИ обращалось с просьбой к турфирмам отправлять заявки на распределение выпускников. Работу нашли для всех бюджетников: специалисты будут работать в Брестской области и Минске.

По словам декана факультета Виктории Безуглой, выпускники хорошо подготовлены к работе, знают три иностранных языка, а государственный экзамен у них принимал директор местной туристической фирмы.

Когда турфирмам не придется доучивать выпускников?

Качество образования по-белорусски — это соответствие стандартам Минобразования, а не способность выпускника решать производственные задачи. Тем временем управляющие менеджеры и руководители турфирм отмечают, что выпускники белорусских вузов хорошо подготовлены теоретически, но им не хватает практических навыков.

Это общая проблема для всех постсоветских стран, считает преподаватель Белорусского государственного университета и председатель правления ОО "Отдых в деревне" Валерия Клицунова.

— В целом уровень образования в БГУ высокий, но программа обучения не соответствует требованиям отрасли. Образование в советские времена не было ориентировано на практику, и сейчас наблюдается та же ситуация, — отмечает эксперт, приводя в пример западную систему. В Германии половину учебного времени студенты проводят на лекциях и столько же на практике. Получается, что молодой человек познает профессию изнутри.

— Студенты Белгосуниверситета выходят подготовленными по базовым предметам — экономика, менеджмент, два иностранных языка. На мастер-классы стали все чаще приглашать практиков – работников турфирм, профессиональных менеджеров. Такая форма обучения очень нравится студентам, — говорит Валерия Клицунова.

Белорусская система образования постепенно меняется и приближается к европейским стандартам. Однако ожидать резких перемен не приходится — учебный план формируется сразу на пять лет.

А пока руководители туристических компаний сетуют, что вынуждены сами готовить для себя специалистов. Распространенное явление, когда хорошего студента замечают на практике и "ведут" его до пятого курса, а по окончании вуза принимают на работу.

Заместитель директора компании "АэроБелСервис" Александр Бурдейко говорит, что студентам для начала дают простые поручения – заполнить анкету для визы, занести документы в посольство.

— В университете студенты получают общие знания — как общаться с клиентом, как готовить речь, но на практике важно еще знать направление, чтобы суметь ответить на все вопросы относительно отдыха в той или иной стране — начиная от географического положения, заканчивая экскурсионным обслуживанием, отельной базой и дополнительными услугами по оздоровлению. Такие знания можно получить, если ты хотя бы раз побывал в этой стране. Поэтому мы всех сотрудников за счет компании отправляем в командировки, — рассказывает Александр Бурдейко.

В компании "Весь мир" сотрудников также готовят с первых курсов университета.

— Летом мы набираем практикантов и оставляем работать у себя лучших, — говорит замдиректора Татьяна Булатова. — В университете, по сути, нужных знаний им не дают. Хорошо, если географии научат, а иногда даже это нужно объяснять в офисе. Наша система образования слишком оторвана от времени, от требования туристической индустрии.

Собеседники "Завтра твоей страны" высказывают сомнение и по поводу знания молодыми специалистами двух и более иностранных языков. Зачастую, по словам Татьяны Булатовой, для того, чтобы выучить хотя бы один иностранный язык, зачастую студенты вынуждены дополнительно ходить на курсы.

— Я бы не сказал, что выпускники хорошо говорят на нескольких языках, — замечает Александр Бурдейко. — Но менеджеру на начальном этапе это не так уж и нужно, потому что наша основная деятельность — выездной туризм, то есть работа ведется с белорусскими туристами.

Если специалист дорастает до ведущего менеджера направления, то при ведении переговоров с зарубежными партнерами без иностранного языка уже не обойтись. Чаще всего хватает знания английского, но, например, при работе с итальянцами нужно все же знать их родной язык.

Пять недель вместо пяти лет?

Менеджеры и руководители турфирм сходятся во мнении, что выпускникам вузов не хватает практических знаний, нужны тренинги для специалистов. Занять эту нишу сейчас пытается компания Oranjet, которая осуществляет набор в Школу туризма. Организаторы обещают, что 80% обучения будет посвящено практике. По словам руководителя школы Оксаны Станюленис, слушатели получат знания, как правильно составлять маршрут, просчитывать риски, бронировать отели и авиабилеты, формировать имидж компании, создавать новый туристический продукт.

— Проблема кадров очень остро стоит в нашей отрасли, — говорит специалист. – Открывая туристическое агентство, бизнесмен сталкивается с тем, что не может набрать достаточное количество сотрудников, поэтому очень важно проводить практические курсы, начиная от стратегии планирования, заканчивая работой с отзывом туристов о стране.

Научить азам профессии обещают за пять недель, стоимость курса — 4,5 млн. рублей. Для сравнения, обучение в университете составляет пять лет, а стоимость варьируется от 10 до 15 млн. рублей за год.

— Мы ни в коем случае не хотим заменить университет, - говорит Оксана Станюленис. – Наша задача дать практические навыки.

Новости по теме

Новости других СМИ