"Не может быть никакого равноправия между профессией стриптизерши и, скажем, профессией врача"

Дмитрий Растаев, "Белгазета"

Моралисты, горюющие о падении нравов, в список явлений, об этом падении свидетельствующих, вносят также и конкурсы красоты – как шоу, которыми, по их мнению, интересуются лишь тупые телки да сальные папики. Моралисты были бы очень огорчены, узнав, как давно начали свое увлекательное "падение" наши нравы.

Традиция выбора первых красавиц существовала у многих народов, причем задолго до появления моралистов. Наиболее давние документально подтвержденные конкурсы красоты проходили в Коринфе, в 5 веке до н.э., в честь богини земли.

Позже это начинание у коринфян слямзили греки и конкурсы стали регулярно проводиться в Афинах. Состязались красавицы и в древнем Вавилоне – там победительнице не только присваивалось звание самой красивой девушки, но и назначалась цена, за которую впоследствии можно было эту девушку выкупить у родителей, чтобы жениться на ней.

Выбирали красавиц даже в патриархальной Руси. Правда, членом жюри тогда был один-единственный человек – царь-батюшка. Когда самодержцу вступало в голову жениться, со всех концов его необъятного царства в Москву на смотрины свозили девушек из приличных семей. Похоже, это единственный случай в истории, когда победительница "конкурса красоты" становилась настоящей королевой. Вернее, царевной.

А вот в древнем Китае королевам красоты везло меньше: там красавиц в торжественной обстановке приносили в жертву какому-нибудь кровавому божеству. Участницы "Мисс Минск-2013", ставшие жертвами массового интернет-троллинга, могут перевести дух и сказать спасибо: по крайней мере, им не вырежут сердце на священном алтаре какого-нибудь Фейсбука.

В известной голливудской комедии "Анализируй это" психоаналитик Бен Собель интересуется у мафиози Пола Витти, для чего ему нужна любовница.

"С ней можно то, чего нельзя с женой", – поясняет Витти. "А почему нельзя с женой?" – удивляется Бен, на что получает ответ: "Ты что, с ума сошел?! Она этими губами моих детей целует!"

В первом приближении может показаться, что Байнет, устроивший сеанс троллинга новоиспеченных мисс, действовал в русле логики Пола Витти. Но не спешите с выводами.

Упрекать белорусов в ханжестве и моралфажестве причин нет. Белорусы не ханжи и не моралфаги.

Вспомните прошлогодний случай, когда в Минске на станции метро "Восток" была задержана студентка БГУ, участвовавшая в съемках ню. Девушку тогда обвинили в мелком хулиганстве и оштрафовали на Br70 тыс., но зато интернет-сообщество почти в полном составе встало на ее защиту.

Чем же сообществу не угодили девушки, танцующие стриптиз и выкладывающие в Сеть свои пикантные фото? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять, какую локацию имеют конкурсы красоты в аксиологии современного социума.

Когда в начале 2-й половины XX в. эти конкурсы стали набирать популярность во всем мире, параметром, берущимся в учет, была красота и только. Никакие таланты, интеллектуальные богатства и подвиги благочестия, малоприсущие прекрасной половине человечества, во внимание не брались.
Организаторам это давало возможность особо не заморачиваться и проводить конкурсы с максимальной выгодой для всех.

Но при таком подходе конкурсы красоты быстро превратились в типовую демонстрацию – выражаясь эвфемистически – "тупых звезд", и интерес публики к ним начал угасать. Изменился также и социальный заказ: общество, стремящееся к благоденствию, поняло, что разбитные чиксы, исповедующие триаду sex & drugs & rock-n-roll, не могут быть его иконами.

Организаторам в структуру конкурсов пришлось вводить новые составляющие. Теперь соискательницы короны должны были не только поражать жюри аппетитными формами, но и доказывать наличие серого вещества в черепной коробке, а также биографии, не запятнанной участием в оргиях и съемками в порно. Поначалу это давалось со скрипом, но потом девушки привыкли.

Сегодня выработан универсальный формат проведения конкурсов красоты, которого стараются придерживаться во всем мире, в т.ч. в Беларуси.

Пункт о том, что участницы конкурса не должны иметь в своем активе эротических фотосессий, был, кстати, прописан и в соглашении с участницами "Мисс Минск-2013". Не будучи ханжами, но будучи народом, за версту чуящим подвох и нае...алово, интернет-белорусы прежде всего были возмущены нарушением этого цивилизованного формата, а не моральным обликом участниц как таковым.

Лукавят те, кто, обвиняя белорусов в ханжестве, твердит о равноправии профессий. Не может быть никакого равноправия между профессией стриптизерши и, скажем, профессией врача или воспитательницы детского сада. Разная социальная валентность. Есть вещи желательные в обществе, есть запрещенные, а есть терпимые – именно к таковым и относятся все эти go-go.

Насчет жены киношный Пол Витти, конечно же, был неправ, но рациональное зерно в его логике всё же присутствует: всему свое место – принцессы к принцессам, гетеры к гетерам. По современным стандартам королева красоты должна олицетворять собой образ, на который общество могло бы рекомендовать равняться своим дочерям.

Вы можете не осуждать девушек go-go – я их тоже не осуждаю. Но рекомендуете ли вы своим Дашам и Алесям держать равнение на победительниц "Мисс Минск - 2013"? Что-то сомневаюсь.

Новости по теме

Новости других СМИ