Лев Марголин: Экономика Беларуси трещит по швам

Лев Марголин, экономист, ucpb.org

Первый месяц второго полугодия не принес утешительных новостей с экономического фронта Беларуси. Ожидаемого перелома не наступило. Более того, появились новые настораживающие тенденции. Так, золотовалютные резервы страны в международном исчислении сократились за месяц на $101,3 млн. и теперь составляют $7916,3 млн.

Реально объем ЗВР может быть еще ниже. Дело в том, что 31 июля Национальный банк провел так называемую СВОП-операцию. Он продал коммерческим банкам Br2 триллиона за валюту, выручив $225 млн. В реальности сокращение резервов может составить в течение месяца триста с лишним миллионов долларов, а это уже достаточно серьезный фактор. Хотя надо отметить, что правительство неуклонно демонстрирует оптимизм, поскольку надеется, что объемы золотовалютных резервов удастся сохранить на уровне $8,3 млрд. в международном определении, чтобы поддерживать платежеспособность государства, экономический рост и не допустить девальвации рубля.

Не лучшим образом в июле выглядела ситуация с населением, которое, по мнению Лукашенко, является главным виновником событий 2011 года. Чистая покупка валюты гражданами (покупки минус продажи) составила $621,5 млн. Превышение покупки над продажей длится уже второй месяц. Банкам пока удалось остановить ажиотаж, взвинтив ставку по депозитам до 33% в некоторых случаях. Вопрос в том, а сколько удастся держать столь высокую ставку?

Ситуация не простая. Развитие экономики требует дешевых кредитов, а опыт июля показывает, что дешевых денег больше не будет. Все большее число экономистов, в том числе и проправительственных, высказывается за плавное снижение курса рубля по отношению к свободно-конвертируемым валютам. Что позволит поднять конкурентоспособность белорусских товаров на мировых рынках. Но одновременно это может поставить крест на попытках увеличить среднюю зарплату до $625 в 2014 году. При этом надо отметить, что некоторые независимые эксперты вообще не видят альтернативы девальвации белорусского рубля. Они считают: чем дольше тянуть с этим вопросом, тем больше риск, что национальная валюта может свалиться в неконтролируемый штопор. Дело в том, что альтернативное решение – это либо серьезные внешние заимствования, либо массированная продажа госсобственности.

Из заимствований, кроме последнего транша кредита Антикризисного фонда ЕврАзЭС в сумме $440 млн., которые должны поступить в октябре, больше ничего не просматривается. Затих всплеск эмоций и по поводу возможности выделения нам китайского кредита во время визита Лукашенко в Поднебесную.

Что касается приватизации, то такие вопросы по определению быстро не решаются. Возникает странная картина. Государство не может расстаться не только с промышленными гигантами, но и с достаточно мелкими предприятиями, которых, по данным Минэкономики, в нашей стране насчитывается более двухсот. При этом приводятся данные сравнительной эффективности государственных и частных предприятий.

В 2012 году в частном секторе выручка на одного работника составляла Br566 млн. в год, а на аналогичных предприятиях госсобственности – Br412 млн. Чистая прибыль на одного занятого на частных предприятиях достигала Br37,7 млн., на государственных – Br25,4 млн. Такая же тенденция и по росту производительности труда. И это в условиях, когда частному сектору отводится роль Золушки, а разговоры о равноправии предприятий всех форм собственности остаются разговорами. Создается впечатление, что госсобственность, пусть и показавшая свою неэффективность, нужна лишь для того чтобы не выпустить бразды правления из рук.

И неэффективность предприятий усугубляется. Минфин прогнозирует, что республиканский бюджет в 2013 году может недополучить Br9 трлн.

"Ситуация в экономике серьезным образом сказывается на исполнении бюджета. В первую очередь это связано со снижением поступлений по налогу на прибыль, ввиду того что прибыль в экономике оставляет желать лучшего. Недобор мы прогнозируем на уровне Br6 трлн., что составляет 1% ВВП".


Об этом заявил замминистра финансов Максим Ермолович. Еще 3 триллиона страна недополучит от таможенных платежей, распределяемых в рамках Таможенного союза. Это означает, что доля нашей страны в совокупном экспорте за пределы союза оказалась ниже ожидаемой. Сокращение доходной части бюджета вызовет соответствующее сокращение расходов. А это значит, что зарплата бюджетников окончательно отстанет от уровня инфляции, и будет заморожено строительство ряда новых объектов, в том числе и очень нужных стране.

Нельзя сказать, что правительство не ищет способов пополнения бюджета. И находит. Иногда экзотические и весьма болезненные. Например, обещание Михаила Мясниковича обложить налогами неработающих граждан. А из болезненных – стремление Министерства ЖКХ повысить уровень оплаты коммунальных услуг населению до 30% реальных затрат. Если учесть, что сегодняшний уровень покрытия затрат составляет 16,3%, то речь может идти о повышении тарифов чуть ли не в два раза. Заколдованный какой-то уровень. Тарифы растут, а уровень покрытия все уменьшается.
Минфин ранее сообщал, что по комплексу жилищно-коммунальных услуг, включая услуги энергетиков (теплоснабжение от теплоисточников ГПО "Белэнерго", а также газо – и электроснабжение), население в 2012 году возмещало около 22% от затрат. В 2012 г. – 22%, а в текущем году – 16,3.

И это несмотря на то, что именно в этом году к лимитам на воду добавлены лимиты на газ и электроэнергию, что в целом должно было повысить уровень покрытия затрат. Возможно, кто-то из чиновников решил, что белорусы много моются, поэтому прозвучало предложение сократить лимит на воду в два раза, а что сверх лимита – оплачивать по полной стоимости. Чем не способ пополнить госбюджет?

В общем, как ни крути, а экономика Республики Беларусь, похоже, трещит по швам. Однако еще не вечер, посмотрим, что покажут следующие месяцы.

Новости по теме

Новости других СМИ