За все заплатит потребитель

Татьяна Маненок, "Белорусы и рынок"

Повысить акцизы на дизтопливо на 70%, на автобензин - на 45% предложил Минфин в целях пополнения бюджета. Вслед за этим в стране ожидается рост цен на автомобильное топливо - как минимум на 5%.

Данное предложение о повышении акцизов уже согласовано с правительством, сообщил корр. "БР" представитель госорганов. При этом проектом правительственного решения было предусмотрено повысить акцизы на автомобильное топливо в Беларуси уже с 1 августа 2013 года.
Сейчас этот документ находится на согласовании в Администрации президента.

Между тем, по имеющимся данным, еще недавно Минфин инициировал предложение о повышении акцизного налога на дизельное топливо на 32%, а на бензины - на 20%. Но, видимо, бюджетное "здоровье" стремительно ухудшается, коль правительству пришлось по ходу готовить документы уже о кратном увеличении топливных акцизов.

По имеющейся информации, одновременно правительство предложило повысить цены на автомобильное топливо на 10%, что, по сути, позволило бы переложить новое налоговое бремя на потребителей. Однако в процессе подготовки документа это предложение пришлось корректировать. Ведь повышение цен на горючее неизбежно спровоцирует виток инфляции, а это контролируемый правительством показатель. Поэтому чиновникам пришлось искать компромиссный вариант "компенсации" налогового бремени.

В итоге правительство параллельно с предложением о повышении топливных акцизов подготовило решение о повышении цен на автомобильное топливо на внутреннем рынке на 5%. Оставшуюся налоговую нагрузку, скорее всего, переложат на нефтеперерабатывающие заводы. Это, в свою очередь, может осложнить финансовую ситуацию на НПЗ и затормозить реализацию ряда инвестпроектов.

Основной донор белорусского бюджета - отечественная нефтянка - после ликвидации в текущем году "растворительного" бизнеса заметно сбавил свои обороты.

Нынешние результаты работы отечественной нефтянки на фоне прошлогодних рекордов выглядят очень нерадостно.

Экспорт белорусских нефтепродуктов в первом полугодии снизился на 2,536 млрд. USD в сравнении с аналогичным периодом 2012 года. Весь объем экспорта составил 7,719 млн. тонн на сумму 5,887 млрд. USD, в то время как за аналогичный период 2012 года Беларусь экспортировала 9,831 млн. тонн нефтепродуктов на 9,831 млрд. USD. Экспортная цена тоже упала - до 762,6 против 856,7 USD/т за аналогичный период прошлого года.

Из-за ухудшения мировой конъюнктуры Беларусь в первом полугодии также снизила экспорт собственной нефти на 44,16 млн. USD в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. В январе - июне Беларусь поставила на экспорт 800,2 тыс. тонн нефти на сумму 604,64 млн. USD. За аналогичный период 2012 года на экспорт была поставлена 821 тыс. тонн нефти на 648,8 млн. USD. При этом средняя цена экспортируемой нефти снизилась до 755,6 против 790,2 USD/тонну в первом полугодии 2012 года.

По оценкам Минфина, в 2013 году по причине в первую очередь снижения объемов белорусского экспорта республиканский бюджет может недосчитаться около 9 трлн. BYR, или 1,5% годового ВВП страны.

Поэтому Минфин предлагает повысить ставки акцизов на бензин в следующем году в 2,4 раза, а на дизтопливо - в 3 раза. Провести повышение ставок акцизов на автомобильное топливо предложено в 2 этапа.

С 1 января 2014 года ставка акцизов на бензины может быть увеличена на 45%, с 1 июля - еще на 65,5%, итого за год рост составит 2,4 раза по сравнению с ныне действующей ставкой. Повышение ставки акциза на дизтопливо, а также судовое топливо в первом полугодии предполагается на 70%, во втором полугодии - еще на 76,5%, итого за год ставка акциза на дизтопливо вырастет в 3 раза.

Напомним, в этом году цена на автомобильное топливо в Беларуси пока повышалась один раз: с 16 января ценники в среднем увеличились на 5%. При этом специалисты предупреждали, что цены на моторное топливо могут меняться в 2013 году как минимум 4 раза примерно на такой же порядок.

Повышение цен концерн "Белнефтехим" мотивировал стремлением частично компенсировать увеличение ставок акцизов на нефтепродукты в 2013 году (с 1 января они были повышены на 20%), ростом тарифов на железнодорожные перевозки нефтепродуктов по территории Беларуси (тарифы увеличились в 4 раза), а также необходимостью поэтапного сближения цен на товары, в том числе горючее, в странах Таможенного союза.

Между тем пока белорусскому руководству удавалось удерживать стабильность на финансовом рынке, особо не напрягая нефтяников. Теперь, видимо, уже не получается.

Что касается концерна "Белнефтехим", то его предприятия в целом в первом полугодии увеличили положительное сальдо внешней торговли товарами в сравнении с аналогичным периодом прошлого года более чем в 1,5 раза - примерно до 3,5 млрд. USD. Предприятия концерна обеспечили также положительное сальдо внешней торговли услугами, которое улучшено на 15,5 млн. USD по сравнению с аналогичным периодом 2012 года.

По данным концерна, рост положительного сальдо достигнут за счет оптимизации импортных закупок и увеличения выпуска ряда важнейших видов продукции, несмотря на то, что мировые цены на основные экспортные товарные позиции (калийные удобрения, смешанные удобрения, нефтепродукты, химические нити, капролактам, полиамиды и т. д.) снизились.

Отметим также, что росту положительного сальдо способствовали поставки автомобильного топлива в Россию, поскольку при экспорте горючего в станы ЕЭП Беларусь не платит экспортные пошлины на нефтепродукты в российский бюджет. При этом заметим, что предприятия концерна "Белнефтехим" "растворительным" бизнесом не занимались.

На 2013 год правительство довело "Белнефтехиму" задание выйти на положительное сальдо внешней торговли товарами и услугами в размере 4,56 млрд. USD: сальдо внешней торговли товарами должно составить 4,5 млрд. USD, сальдо внешней торговли услугами - 60 млн. USD.


Справка "БР"

C 1 января 2013 года ставки акцизов на автобензины и дизельное топливо в Беларуси увеличились в среднем на 20%. Такое решение закреплено в законе Беларуси № 431-3 от 26 октября 2012 года.

Согласно документу на 2013 год ставка акциза на бензин с октановым числом 95 и выше составит 1 млн. 231,5 тыс. BYR за тонну, на бензин с октановым числом от 91 до 95 - 1 млн. 544 тыс. BYR, с октановым числом до 91 - 1 млн. 751,1 тыс. BYR. Ставка акциза на дизельное топливо установлена в размере 991,8 тыс. BYR. На дизтопливо, используемое для производства биодизельного топлива, установлена нулевая ставка акцизов.

Ставка акциза на биодизельное топливо составляет 306,5 тыс. BYR.

В 2012 году в Беларуси размеры ставок акцизов на подакцизные товары, в том числе на автомобильное топливо, регулировались в соответствии с

Законом "О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь". Этот документ предусматривает ежеквартальное повышение размеров акцизных ставок на подакцизные товары. В то же время согласно положениям закона ставки акцизов на автобензины и дизтопливо были установлены одинаковыми на весь год. Однако они были повышены с 1 августа в соответствии с Указом главы государства № 349 - примерно на 10%.

До этого акцизы повышались с 1 января 2012 года: ставки на автобензины выросли тогда на 30-40%, в зависимости от октанового числа топлива, акцизные ставки на дизтопливо - на 4,4%.

В 2013 году, в соответствии с законом, размеры ставок акцизов устанавливаются на первое и второе полугодие. При этом предусматривается, что ставки акцизов на автомобильное топливо останутся неизменными на протяжении всего года.

Новости по теме

Новости других СМИ