Пятилетняя программа правительства: миссия уже не выполнена

Naviny.by

На этой неделе стали известны итоги деятельности предприятий в первой половине года, подробные результаты внешней торговли за указанный период. Плюс Нацбанк подвел черту под первым полугодием. В общем, теперь можно проанализировать результаты работы экономики за указанный период, а заодно — подвести итог под первой половиной пятилетки, на которую правительство возлагало большие надежды.

Неплановые показатели

Итоги работы экономики в первом полугодии поставили крест на амбициозных планах правительства не только на этот год, но и на пятилетку в целом. Рост ВВП на 1,4% в первом полугодии (за январь-июль вышел аналогичный результат) никак не вписывается в сценарий, который определило правительство.

В прошлом году, после кризиса 2011-го, правительство ставило задачу в 2013-м и в 2014-м годах наверстать отставание параметров работы экономики от прогноза на пятилетку. Однако на самом деле в первом полугодии 2013-го разрыв между фактическими показателями работы экономики и заданиями на пятилетку только увеличился. Ниже мы приводим сопоставление между планами правительства на 2011-2015 гг. и фактическим выполнением утвержденных заданий.

Пятилетняя программа правительства: миссия уже не выполнена

Как видим, многие планы на пятилетку далеки от выполнения.

За два с половиной года и близко не удалось выйти на запланированные темпы экономического роста. Изначально планировалось, что темпы роста ВВП будут составлять в среднем более 10% в год, однако в жизни получилось все иначе. В 2011-м на фоне эмиссионному финансированию экономики удалось обеспечить экономический рост на уровне 5,5%, в 2012-м экономика выросла только на 1,5%, в этом году примерно такой же результат — 1,4% за первое полугодие.

Показатели работы предприятий также далеки от тех, которые были запланированы на пятилетку. Предполагалось, что в 2015-м рентабельность в промышленности достигнет 14-15%, однако в последние два с половиной года она постоянно снижалась.

Можно, конечно, порадоваться тому, что в 2012-2013 гг. реальные денежные доходы населения растут быстрее запланированных на пятилетку темпов. Однако проблема в том, что происходит это на фоне низких темпов роста производительности труда. Необоснованный рост зарплат рано или поздно остановится. Поэтому ожидать, что в 2015 году страна выйдет на запланированную (как сказано в пятилетнем плане) 1000-долларовую зарплату, также не приходится.

На 2011-2015 гг. Беларусь поставила амбициозную задачу по росту экспорта. Предполагалось, что за пятилетку экспорт белорусских товаров и услуг вырастет в 2,2 раза. Надо признать, что в 2011-2012 гг. белорусский экспорт действительно увеличивался — в позапрошлом году благодаря девальвации нацвалюты, в прошлом году — за счет экспорта растворителей. В первой половине текущего года, когда вместо девальвации наблюдалось укрепление курса нацвалюты, а растворительный бизнес был практически свернут, экспорт товаров и услуг упал на 20,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Аналитики Нацбанка констатируют, что в настоящее время небольшие темпы роста белорусской экономики обеспечивает исключительно внутренний спрос.

"Если в январе-июне 2012 г. чистый экспорт способствовал росту ВВП на 8,6% при отрицательном вкладе внутреннего спроса в размере 5,5%, то в январе-июне 2013 г., по оценке Национального банка, вклад чистого экспорта стал отрицательным и составил 5,6%, в то время как внутренний спрос способствовал росту ВВП на 9,8%", — говорится в аналитическом обозрении Нацбанка, обнародованном на этой неделе.

Прогноз от выборов до выборов

Учитывая фактические результаты, полученные за первую половину пятилетки, а также тенденции, которые обозначились в экономике, можно с уверенностью говорить, что выйти на плановые показатели в 2015 году нереально. Очевидно уже сейчас: миссия Совмина (прописанная в программе действий правительства на 2011-2015 гг. и состоявшая в достижении плановых показателей) не может быть выполнена.

Почему же пятилетние показатели оказались недосягаемыми?

Можно попытаться объяснить это внешними причинами. Конъюнктура на мировых рынках действительно не радует, что, естественно, отрицательно сказывается на результатах работы белорусской экономики. Существуют, наверняка, и внутренние причины, которые объясняют низкие экономические показатели. Валютный кризис 2011 года до сих пор икается белорусским властям, заставляя последних проводить жесткую денежно-кредитную политику, что приводит к высоким ставкам по кредитам и сдерживает экономическую активность в стране.

Тем не менее, основная причина, которая сделала планы на пятилетку недосягаемыми, состоит, видимо, в другом.

"План на пятилетку — прогноз от выборов до выборов. Задача каждого такого прогноза — заложить привлекательные для электората цели. Этот факт является отправной точкой для прогноза на каждую пятилетку", — говорит директор Исследовательского центра ИПМ Александр Чубрик.

Соответственно, при подготовке таких прогнозов во главу угла ставятся не возможности отечественной экономики, а желания властей достичь целевых параметров. Поэтому ничего удивительного сегодня нет в том, что планы на пятилетку не сходятся с фактическими показателями.

Тем не менее, несмотря на хроническое невыполнение подготовленных планов, экономические ведомства продолжают готовить прогнозы, отталкиваясь от желаемого.

В прогнозных документах правительства на будущий год фигурирует задача увеличить экспорт товаров и услуг на 11,4% или примерно на 5 млрд. долларов. Фактически речь идет о достижении в будущем году объема экспорта (порядка 46 млрд. долларов), который Беларусь получила в 2012 году благодаря бурному развитию растворительного бизнеса.

В то же время экономисты не видят сегодня предпосылок для значительного роста белорусского экспорта.

"Российский рынок находится сегодня в состоянии стагнации, российский рубль обесценился, что снижает конкурентоспособность белорусской продукции в России. Европейский рынок сегодня также переживает не лучшие времена. Наконец, непонятно, что будет с экспортом белорусских удобрений после недавних событий в калийной отрасли. Поэтому пока не видно предпосылок того, что в 2014-м мы вернемся по объему экспорта на уровень 2012-го", — отмечает Александр Чубрик.

В существенное улучшение финансовых показателей промышленных предприятий, как это предусмотрено пятилетним планом, эксперты также не сильно верят.

"Без структурных реформ в реальном секторе возможности для увеличения рентабельности предприятий ограничены", — полагает финансовый аналитик официального партнера Альпари в Минске Вадим Иосуб. По мнению эксперта, для повышения эффективности работы предприятий необходимы меры, которые не вписываются в сложившуюся экономическую модель.

"Повысить эффективность можно за счет снижения издержек, что возможно в случае сокращения занятости, оптимизации объемов производства. При сохранении статус-кво, без проведения реформ в реальном секторе, повысить эффективность работы предприятий проблематично", — говорит Вадим Иосуб.

Надо сказать, что структурные реформы также проходят одним из пунктов программы правительства на 2011-2015 гг. Однако, вероятно, как и другие пункты пятилетнего планы, они не будут воплощены в жизнь.

Новости по теме

Новости других СМИ