Около 900 белорусов остаются в Египте. Турагентства пытаются вычесть штрафы за отказ от туров

TUT.BY

По последним данным Департамента по туризму Министерства спорта и туризма, в Египте сейчас находится около 900 белорусов.

Основная часть белорусских туристов отдыхает на курортах Шарм-эль-Шейх и Хургада. Большинство из них покинет египетские курорты в последнюю неделю лета – с 23 по 30 августа.

Однако неизвестно, когда новый поток туристов сможет отправиться на отдых в страну фараонов: туристические компании приостановили бронирование туров в Египет, а "Белавиа" заявила о приостановке полетов в мятежную североафриканскую страну.

По данным турагентств, около 3% белорусов, купивших тур в Египет, отказались от поездки в пользу возврата денег. Остальные поменяли Египет на отдых в Турции.

Анализ обращений, поступивших в Министерство спорта и туризма, показывает, что некоторые турагентства намеренно вводят туристов в заблуждение относительно истинных пределов своей ответственности. Общаясь с гражданами, сотрудники туристических компаний зачастую недостаточно профессионально и компетентно трактуют нормы законодательства о туризме.

Несмотря на то, что ситуация в Египте остается напряженной, и режим чрезвычайного положения по-прежнему действует, туристические компании пытаются получить с клиентов штраф, ссылаясь на действующее условие в договоре при отказе туристов от тура.

Министерство спорта и туризма обращает внимание туристических компаний на ряд положений законодательства о туризме и иных белорусских актов законодательства.

Так, в статье 19 ”Недействительность условий договора, ограничивающих права потребителя“ Закона Республики Беларусь от 9 января 2002 года ”О защите прав потребителей“ (далее – Закон о защите прав потребителей) установлено, что условия договора, ограничивающие права потребителя по сравнению с правами, установленными законодательством в области защиты прав потребителей, считаются ничтожными.

Потребитель, в соответствии со статьей 5 Закона о защите прав потребителей имеет право на надлежащее качество товаров (работ, услуг), в том числе безопасность товаров (работ, услуг), а также возмещение в полном объеме убытков, вреда, причиненных вследствие недостатков услуги.

Согласно определению, содержащемуся в Законе о защите прав потребителей: качество товара (работы, услуги) – совокупность свойств и характеристик товара (работы, услуги), относящихся к его способности удовлетворить установленные и (или) предполагаемые потребности потребителя (безопасность, функциональная пригодность, эксплуатационные характеристики, надежность, экономические, информационные и эстетические требования и др.)

Потребитель, в данном случае турист, имеет право на то, чтобы туристические услуги были безопасными для его жизни, здоровья, имущества.

Если при соблюдении потребителем установленных правил пользования услугами, они причиняют или могут причинить вред жизни, здоровью, наследственности, имуществу потребителя (туриста), исполнитель по договору оказания туристических услуг обязан незамедлительно приостановить их реализацию до устранения причин вреда.

Если причины вреда устранить невозможно, исполнитель обязан снять такие услуги с реализации и своевременно информировать об этом соответствующие государственные органы и принять все необходимые меры по своевременному информированию потребителя.

При отсутствии в законодательстве и (или) договоре условий о качестве услуги исполнитель обязан оказать потребителю услугу, соответствующую обычно предъявляемым требованиям и пригодную для целей, для которых услуга такого рода обычно используется.

Режим чрезвычайного положения в стране временного пребывания не является обычно предъявляемым требованием при заключении договора оказания туристических услуг. В данном случае услуга не соответствует обычно предъявляемым требованиям, и не обеспечивает безопасность потребителя при потреблении оказываемой услуги.

В соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь (статья 421) в сложившихся обстоятельствах белорусские туристы имеют безусловное право потребовать изменения или расторжения договора оказания туристических услуг в связи с существенными изменениями обстоятельств, из которых стороны исходили при его заключении.

Как сообщалось Минспортом ранее, пунктом 2 статьи 422 Гражданского Кодекса Республики Беларусь установлено, что требование об изменении или расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законодательством, а при его отсутствии – в тридцатидневный срок.

Согласно статья 33 Закона о защите прав потребителей, требования потребителя о возмещении убытков, причиненных ему в связи расторжением договора оказания услуг и возвратом уплаченной денежной суммы, подлежат удовлетворению в течение семи дней со дня подтверждения потребителем размера убытков.

В данном случае одним из фактов подтверждения убытков могут быть документы и их копии, подтверждающие факт оплаты стоимости туристических услуг, которые являются неотъемлемой частью договора оказания туристических услуг. За нарушение сроков исполнитель (субъект туристической деятельности – исполнитель по договору) уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку в размере одного процента цены оказания услуги.

Более того, в случае нарушения сроков, уклонения либо отказа туроператора (турагента) от возложенной на него по закону обязанности по возврату соответствующей денежной суммы, потребитель (турист) вправе дополнительно предъявить исполнителю целый ряд требований, связанных с возмещением убытков, компенсацией морального вреда, а также уплатой процентов за пользование чужими (т.е. туриста) денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате (на основании статьи 366 Гражданского кодекса).

Также следует иметь в виду, что при удовлетворении иска, связанного с нарушением прав потребителя, если с исковым заявлением о защите прав потребителя выступают местный исполнительный и распорядительный орган или общественное объединение потребителей, суд взыскивает за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя с исполнителя в местный бюджет по месту рассмотрения иска штраф в размере ста процентов суммы, присужденной судом в пользу потребителя, на основании положений пункта 2 статьи 44 Закона о защите прав потребителей.

Министерство спорта и туризма со своей стороны обязалось принимать все необходимые меры, направленные на защиту прав и законных интересов туристов, в том числе обеспечение их безопасности в сфере туризма.

Новости по теме

Новости других СМИ