"Выездная пошлина" не решит ни одну проблему, зато еще больше подогреет аппетит властей

Александр Власкин, TUT.BY

В начале недели стало известно, было ли заявление о ста долларах налога или пошлины на выезжающих из страны соотечественников шуткой, оговоркой или реальным планом властей. О том, в какой форме белорусов будут наказывать за желание увидеть что-нибудь, кроме родных полей, мы узнаем через месяц-полтора.

Собственно, у меня с самого начала не было сомнения в том, что желание властей обложить путешествующих за рубеж и совершающих покупки там же белорусов – вполне реально. Хотел бы напомнить о введенном два года тому назад запрете покидать родину на автомобиле чаще, чем раз в восемь дней.

Тогда большинство (если не всех) моих знакомых, да и практически весь Байнет, охватила радостная эйфория по поводу того, что очереди на границах исчезнут, а эти проклятые бензовозы перестанут наживаться на нашем дешевом топливе. В беседах и переписке с друзьями я пытался объяснить, что приграничный бензовоз – занятие, быть может, не очень уважаемое. Но эти граждане зарабатывают на жизнь, как могут, причем полностью в рамках существующего законодательства. А вот ограничения на пересечение границы в конце концов не решит проблему. Более того, любое ограничение, нарушающее базовые права, в том числе свободно покидать страну и возвращаться в нее, станет только первой ласточкой.

Я оказался прав: очереди на границах никуда не исчезли, бензина меньше вывозить не стали. Зато в 2012 году были десятки, если не сотни историй граждан, которые, даже не намереваясь торговать горючим, пострадали от ограничения, направленного якобы на торговцев солярой и бензином. А вот власти, похоже, нагуляли аппетит и продолжают начатое два года тому.

Впрочем, радости и тем более злорадства по поводу своей правоты я не испытываю. Даже несмотря на то, что возмущаются "ста баксами за выезд" сейчас больше всего те, кто радовался постановлению "против бензовозов".

Теперь для того, чтобы понять, каким образом изобретательные власти Беларуси реализуют свою новую гениальную идею, стоит вернуться все в тот же 2011 год и вспомнить, как все происходило.

Надо сказать, что сделать приграничных бензовозов виноватыми во всех бедах граждан Беларуси, пересекающих границу, или даже тех, кто никогда не покидал родину, оказалось очень легко. Рецепт был предельно прост: громогласно увязать с вертлявыми торговцами горючим все проблемы приграничья и рассказать об их невиданных для среднего белоруса доходах. В общем, злоба, обида и зависть сделали свое черное дело, и белорусский народ возрадовался ограничению своего же права ездить через границу как ему вздумается. Ну, лишь бы бензовозам стало хуже. Классический принцип Divide et Impera (разделяй и властвуй), как всегда, не дал сбоя.

Что будет сейчас? Да ровно то же самое. Просмотрите, пусть и по диагонали, форум под упомянутой в начале этого текста статьей. Там есть ответы: сейчас, пусть пока робко, снова проталкивают мысль о том, что виноваты во всем те, кто постоянно ездит на закупки за границу. Это, видите ли, они виноваты в том, что белорусская промышленность стагнирует, денег нет и снова очереди на границах.

Это – только начало. Сейчас абсолютное большинство понимает несерьезность подобных доводов, но лиха беда начало. Белорусская государственная пропаганда компенсирует убогость своих методов и скудость идей настырностью и напором в перманентном вдалбливании нужных ей идей "из каждого утюга". Очень скоро мы увидим разоблачающие телерепортажи о том, кто виноват в наших бедах, узнаем поучающие истории о том, как снующие туда-сюда соотечественники невиданно обогащаются на таких поездках, и таких историй будет много. И все они будут проникнуты основной идеей: смотри-ка, эти люди наживаются!

Когда сосед наживается на чем-то, нет ножа острее для среднего белоруса. И власти знают это прекрасно, гораздо лучше, чем мы сами, и будут давить именно на этот фактор. И снова злоба, обида и зависть сделают свое дело. И большинство с радостью согласится на ограничение своих прав в том или ином виде для того, чтобы "эти вот", которые за покупками туда-сюда шастают, получили по заслугам. Согласится, не осознавая, что не у челноков отбирают право на свободные поездки, а в первую очередь – у них самих. Челноки как-нибудь выкрутятся, они жизнью битые.

"Сто долларов", с кого бы их ни брали, как и постановление "против бензовозов", снова не решит ни одну проблему, зато еще больше подогреет аппетит властей. И тогда следующими "жертвами" станут те, кто ездит развлекаться на выходные в Вильно или Варшаву. Потом – те, кто проводит отпуск за границей, и далее – до победного конца с введением выездных виз и загранпаспортов.

То, что происходило в 2011 году и происходит сейчас, лишний раз подтверждает тот факт, что любой народ всегда является соучастником ограничения его прав. Если бы белорусы массово не радовались "наезду" на бензовозов два года назад, в отсутствие столь ярко высказанной поддержки правительство сто раз подумало бы о первых в истории независимой Беларуси ограничениях на пересечение границы. Если мы и сейчас позволим озлобленности, обиде и зависти взять верх и снова поаплодируем ста долларам "против челноков", к примеру, следующие ограничения предотвратить будет все сложнее, пока не станет совсем невозможно.

Новости по теме

Новости других СМИ