Экономический юмор и дара-дара


Беларуси нужен свой Жванецкий и Задорнов в одном флаконе. И чтобы он мог описывать ситуацию в экономике нашей страны с присущим англичанам черным юмором.

И чтобы из сюжетов белорусского Жвандорного можно было клепать серии книг типа японской Дюрарара (от слова "дара-дара" — бездельничать, лениться). Понять логику поведения белорусских распорядителей чужого (политиков, чиновников, потребителей денег налогоплательщиков) все тяжелее. Найти ее так же сложно, как пресловутую черную кошку в темной комнате.


Эшелоны власти просят ясности

Нацбанк/Совмин вроде бы начал долгожданные и явно запоздалые структурные реформы. Начал как-то очень странно. Первые лица предпочитают не связывать себя обязательствами, осторожничают. Публично ни Михаил Мясникович, ни главный модернизатор Петр Прокопович, ни глава Администрации президента Андрей Кобяков не отказались от темпов роста ВВП на 2013 г. в 8,5%, не заявили о стагнации экономики. Они не предупредили население, что идея объявить 2013 год Годом бережливости — это не шутка.

А сколько черного юмора для предпринимателей несет в себе политика Нацбанка!

Вы еще не взяли рублевый кредит под 55% годовых? Правильно, не спешите. Завтра у нас будет большая распродажа денег, со скидкой. Будет под 52% годовых. И только для вас, по блату, если нам лично будет интересно, предложим по 50%.


Глава Банка развития, по совместительству вице-премьер Сергей Румас ох как любит подшучивать над Нацбанком и финансовым рынком. Ему общие банковские правила не указ. Ни перед кем государственный бюджет так щедро не раскрывает свои закрома, как перед этой структурой. На программы модернизации только в этом году уже потрачено более 100 трлн. рублей. С такими ресурсами да на межбанк, с качелями процентных ставок — милое дело, финансовые спекуляции. И как смешно…

Румас то ли в шутку, то ли в серьез, но неизменно с очаровательной улыбкой забрал под свое детище здание у "Беларускалия" в центре Минска почти за 420 млрд. рублей. При этом даже компенсации шахтерам по случаю снижения спроса на калийные удобрения не предложил. Вот теперь команда PR-щиков за бюджетные деньги думает, как объяснить смысл красного кристалла в здании Банка развития возле гостиницы "Беларусь" в Минске.

Начальники первого эшелона как бы по умолчанию принимают, что с прогнозом на 2013 г. случился конфуз. При этом они с ужасом думают, что будет с их карьерами, если Александр Лукашенко не поймет этого номенклатурного черного юмора. Черного, потому что за грубейшие ошибки и бездеятельность разных глав и министров придется платить вкладчикам, потребителям и налогоплательщикам. Злые люди, которых приучили к высокой зарплате и низким тарифам на коммуналку, могут даже выбросить горький политический крендель для главы страны. Особенно на фоне циничных причитаний распорядителей чужого: "У вас еще пока есть сбережения? Вы еще радуетесь зарплате в $600? Вы так легко оплачиваете счета на оплату ЖКУ? Тогда мы идем к вам". Подпись — "ваши чиновники".

Второй эшелон власти — заместители и начальники пониже — шатает от неуверенности. В системе, работающей по принципу "я начальник — ты дурак", чувствовать должностную уверенность не может никто. Умных, а еще и активных, которые норовят бежать впереди паровоза, наказывают гораздо чаще, чем продвигают вверх по служебной лестнице. В системе госуправления Беларуси желающих сделать подножку честным и инициативным гораздо больше тех, кто готов подставить плечо. Поэтому среди распорядителей чужого доминирует сильная инертность, осторожность и принцип "мне что, больше всех нужно?"

Какие бы правильные слова не говорили министры и другие большие начальники, какие бы документы не выверяли чиновники с бизнесом, все равно ключевые решения принимает Лукашенко. Вокруг него есть целая сеть консультантов и помощников, мнение которых часто важнее решения Совмина или Нацбанка. Чиновники второго эшелона это прекрасно понимают, но их непосредственные начальники из первого эшелона заставляют их креативить и делать документы типа совместного Плана структурных реформ от Нацбанка и Совмина. Такого рода документы — это как японская серия новелл Дюрарара.

Число антикризисных и стратегических планов правительства в последние годы явно перевалило на третий десяток. Везде есть хитрые, злобные враги (Запад, Кремль, "пятая колонна", народец), которые хотят разрушить то макроэкономическую стабильность, то валютный рынок, то спокойный сон больших начальников. В белорусских новеллах всегда есть хороший коллективный герой (конечно, голова у него одна, президентская), который борется с внутренним и внешним злом и неизменно его побеждает. Зрелище захватывает покруче разных там reality show. Белорусские чиновники в поте лица по-японски дара-дара, по-нашенски тыры-пыты, чтобы Лукашенко не сделал им чики-пыки. Всем сразу не сделает, понятное дело, но распорядителям чужого очень не хочется первыми попасть под раздачу.


Определитесь, наконец, Товарищ!

Чиновникам всех эшелонов власти очень хочется ясности и четкости ситуации. Они растерялись и не знают, что вызывает улыбку, а что оскал у главы государства. Сбиты ориентиры и прицелы. Значит, можно получить шальную пулю только за то, что оказался не в нужное время, не в нужном месте и не с той бумажкой. Лукашенко не зря кормит де-факто три правительства (Администрация президента, Совмин, ОАЦ), чтобы самому лично не подставлять голову под провалы в экономической политике. Однако сколько бы министров и больших начальников он не увольнял и даже не садил в тюрьму, население все равно связывает с его работой как уровень своего благополучия, так и громадье своих проблем.

Сегодня именно Лукашенко нужно определиться, куда, с кем и, главное, с какой программой идти дальше. Глава страны успешно выторговал себе в рамках Таможенного союза интеграционный грант на 2011-2013 гг. Однако справиться с безалаберностью, бесхозяйственностью, коррупцией внутри страны он не смог. Дальше будет только хуже. Он не смог преодолеть негативные явления, потому что они не имеют одного физического или юридического лица. Внутренние болячки являются частью самой системы. Можно сколь угодно долго жаловаться на погоду или климат, но если вы из-за своего образа жизни осадили печень или почки, то в этом случае даже самые дорогие кондиционеры и отдых в тропиках четыре раза в год не помогут.

Бесконечная номенклатурная дара-дара довела экономику до очередного кризиса. Лукашенко надеялся триумфально провести очередной Всебелорусский съезд в новой резиденции, принять очередной план пятой пятилетки и, поменяв должности между чиновниками второго и первого эшелонов, идти к своей серебряной свадьбе с властью. Цифры платежного и торгового баланса, состояния бюджета страны, финансы госпредприятий и банков, их конкурентоспособность, объем золотовалютных резервов, уровень цен с одной стороны и притязаний населения с другой — все это уверенно загоняет экономику страны в ступор. На этом этапе логично было бы поддержать здравые инициативы отдельных органов госуправления.

Вот, например, Минэкономики в лучших традициях японской Дюрарара в очередной раз либерализовал очередную порцию товаров. Постановление Совмина № 934 от 25.10.2013 г. освободило цены на фарш, пельмени, отдельные виды колбасы, паштеты, сыры, селедку, кофе, чай и соль. Кроме того, исполкомы теперь не должны регулировать цены на бананы, лимоны, апельсины, хозяйственное мыло, моющие средства и чулочно-носочные изделия. Сколько раз в Беларуси "по просьбе трудящихся" уже отматывали цены назад. К сожалению, уверенности в том, что ситуация не повторится, нет. Еще остается длинный список так называемых "социально значимых" товаров и услуг, цены на которые регулируются государством. Еще работает телефонное право в отношении ценовой политики государственных предприятий, которые формируют более 70% экономики страны.

Как поступит Лукашенко, если ветераны начнут жаловаться на дороговизну фарша и селедки, мы не знаем, но, судя по готовности Совмина, исполкомов зажать и не пущать, возврат к административным практикам, к ручному управлению экономикой будет для существующей системы чем-то очень натуральным. Приказа сверху прекратить издание хоррор-новелл на тему ценообразования от белорусских бюрократов а-ля японская Дюрарара не поступало. То же самое может касаться любой здравой мысли или действия органов госуправления.

Вот, например, хорошая идея прекратить перекрестное субсидирование и перейти на режим полной оплаты издержек ЖКУ населением, чтобы, наконец, в инфраструктурных секторах появилась долгожданная конкуренция и прозрачность. Минэнерго обещает нам к 2015 г. "полное покрытие населением экономически обоснованных затрат на электроэнергию и газ для приготовления пищи", но нигде не принимает на себя обязательства сделать, наконец, прозрачным и понятным этот важный сегмент экономики. Понятное дело, что для обыкновенной белорусской семьи и представителя энергетического монополиста понятие "экономически обоснованное" в применении к 1кВ/ч, 1 кубометру газа или одной гигакалории будут иметь совершенно разные значения. Чиновники в привычном для себя стиле дара-дара могут так задрать тарифы на ЖКУ, что население взвоет, особенно если, как обещает Минэкономики, в 2014 году зарплаты ему практически заморозят. Опять Лукашенко, как рыцарь на белом коне, вынужден будет с шашкой наголо рубить чубы чиновникам.

Пожалуй, самые болезненные изменения ждут денежно-кредитную и бюджетную сферу. Здесь бардака больше всего. Системообразующие банки уже ограничили выдачу валютных кредитов юрлицам. Нацбанк грозит зажать кредитование. Вот-вот цены займов от коммерческих банков в Br-рублях превысят 50%. Минфин намерен прекратить финансировать госпрограммы. Такого рода операции выгодны преимущественно структурам типа Банка развития. МВФ, к которому белорусские власти уже обратились за очередным кредитом, настоятельно рекомендует девальвировать Br-рубль из-за резкого ухудшения дефицита текущего счета платежного баланса, а также ограничить доходы населения.

Правильно, жить нужно по средствам, а не в долг. Эту мысль в последние годы неоднократно повторял и сам главный дисижнмейкер страны. Однако экономическая политика последних лет строилась без учета этой аксиомы здравого смысла. Поэтому не исключено, что, получив в начале 2014 года статистическое подтверждение рецессии, Лукашенко вновь обвинит своих подчиненных из первого эшелона в черном юморе и вернет все обратно.

Впрочем, со здравым смыслом у нас в стране все больший напряг. На днях Лукашенко перед избранной молодежью БРСМ предложил сделать строительство белорусской АЭС молодежной стройкой. Одно дело строить коровники и птичники, другое — атомную станцию. Здесь не только физическая сила нужна. Может, глава страны пошутил? Чиновники не склонны так думать. Они наверняка бросились готовить проект соответствующего указа.

Как бы в качестве долга перед Родиной всем членам БРСМ в ближайшие годы не пришлось отрабатывать от трех до шести месяцев на этом объекте. Вот где будет полигон для закалки ответственности и патриотизма. А что, ведь Лукашенко сказал молодежи, что "быстрых и легких денег уже не будет: всего нужно последовательно добиваться собственным умом и трудом". Быстрые и легкие деньги останутся разве что в Банке развития и для тех лоббистов, которые так искусно плетут сюжет японской Дюрарара с белорусским колоритом.


Справка.

Ярослав Романчук. Руководитель Научного исследовательского центра Мизеса. Автор/соавтор восьми книг, свыше 1200 публикаций на экономическую тему. Лауреат премий Atlas Economic Research Foundation (2006, 2007), награды Свободы ISIL (2003 г). Автор разработанных демсилами Концепции интеграции Беларуси в ЕС, партнерства Беларуси и России, концепции бюджетной и налоговой политики Беларуси, Антикризисной программы для Беларуси, руководитель рабочих групп по разработке Национальной платформы бизнеса, Концепции молодежной политики. С апреля 2000 года по сентябрь 2011-го — заместитель председателя Объединенной гражданской партии. Кандидат в президенты Беларуси на выборах 2010 года.

Новости по теме

Новости других СМИ