Экс-генпрокурор: Применять конфискацию к тем, кто был лишен прав за "пьяное вождение" до 24 октября, недопустимо

Анна Рудь, AUTO.TUT.BY

Закон о конфискации автомобиля, на котором пьяный водитель попался во второй раз за год, вступил в силу 24 октября. Но как его будут применять на практике, пока неясно.

Конфискация авто у пьяных: как забирают, кто оценивает, где и почем продают, куда идут деньги? >>>
Главный вопрос - к кому применят конфискацию: сразу же к тем, кто попался после 24 октября повторно (будучи лишенным прав за пьянку в период с 25 октября 2012 года), или же тем, кто после 24 октября 2013-го попадется впервые - и в течение следующего года будет вновь задержан в нетрезвом виде.


Конфисковывать у ранее лишенных - "недопустимо"

Бывший Председатель Конституционного суда и Генеральный прокурор Беларуси Григорий Василевич уверен: "Торопиться с конфискацией транспорта в уголовном порядке не надо".

Из регионов уже приходят сообщения о задержании после вступления в силу закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам усиления мер ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения" водителей в состоянии опьянения. При этом к водителям, задержанным повторно пьяными после 24 октября, предлагается, руководствуясь этим законом, в частности, применять конфискацию транспортного средства.

- Применение такой меры при указанных обстоятельствах является невозможным, если строго руководствоваться конституционно-правовыми принципами, - полагает Григорий Алексеевич. - В соответствии со ст. 104 Конституции закон не может иметь обратной силы. Он имеет обратную силу, когда смягчает или отменяет ответственность граждан. Эти же принципы закреплены в Уголовном кодексе (ст. 9) и Кодексе об административных правонарушениях (ст.1.5).

Закон же от 12 июля 2013 года №60-3, напротив, усилил меры ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения - "это следует как из названия, так и содержания закона".

- Специфика уголовной ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения заключается в том, что она наступает при наличии административного взыскания, то есть речь идет, как говорят в праве, об административной преюдиции. Нормы КоАП и УК следует рассматривать во взаимосвязи. До 24 октября 2013 года, то есть до вступления в силу закона, при наличии административного взыскания и повторном в течение года управлении транспортом в нетрезвом состоянии существовала иная совокупность правовых отношений, которая влекла более мягкую ответственность, нежели та, которая установлена вступившим в силу законом от 12 июля нынешнего года.

Поэтому, считает Григорий Василевич, "если лицо имеет административное взыскание за управление транспортом в нетрезвом состоянии, совершенное до вступления в силу закона, недопустимо применять более строгие меры, в том числе и конфискацию транспортного средства. Лишь при совершении административного правонарушения в виде управления транспортом в нетрезвом состоянии (совершении иных деяний, предусмотренных в ст. 18.16 КоАП) с началом действия закона от 12 июля 2013 года повторное правонарушение может влечь установленную им ответственность".


Что в таком случае делать с уже лишенными?

AUTO.TUT.BY спросил Григория Алексеевича, как в таком случае стоит наказывать тех, кто уже попался впервые и лишен прав за пьяное вождение, - ведь если ответственность применяется "в связке", то понесший административную ответственность по "старому" законодательству, должен и уголовную нести в соответствии с "той" редакцией статьи 317 прим УК РБ - а она-то уже не действует!

- Мне кажется, к таким переходящим правонарушениям можно применять меры, которые были в прошлой редакции и остались в действующей - те санкции, которые совпадают. Конфискация к ним не относится.


Как дополнительно защитить права "невиновного" собственника?

Григорий Василевич предложил несколько вариантов, которые помогли бы защитить права собственника - ведь около 15 процентов нарушений в данной сфере совершаются водителями, которым автомобили не принадлежат.

Например, распространенная ситуация: машина зарегистрирована на отца, он отдает ее в длительное пользование сыну - и может даже не знать о том, что тот в какой-то момент оказался лишенным прав за "пьянку".

- Я считаю, было бы разумно обязать сотрудников ГАИ уведомлять владельца, если за рулем был не он, что на его автомобиле таким-то гражданином было совершено правонарушение, предусмотренное ст.18.16 КоАП РБ "Управление транспортным средством в нетрезвом виде". Если владелец знает, что человек, которому он доверил автомобиль, лишен прав - это дает ему возможность "застраховать" себя от конфискации, забрав машину у "бесправника" до того, как тот будет задержан второй раз.

Если же кто-то обращается к владельцу с просьбой дать ему автомобиль, а собственник не уверен, что человек уже не лишен прав за "пьяное" вождение (не секрет, что само водительское удостоверение некоторые не сдают в ГАИ - хоть и обязаны, - и вполне могут его предъявить как "доказательство" того, что могут ездить), нужно дать ему возможность запросить такие данные в ГАИ - а получив ответ, что "такой-то гражданин не имеет действующего водительского удостоверения", отказать ему в передаче автомобиля и тем самым обезопасить свое имущество,
- считает Григорий Алексеевич.

Новости по теме

Новости других СМИ