Что еще придумает Лукашенко ради пополнения казны

Сергей Козловский, Lenta.ru

Белорусские власти продолжают ставить перед собой амбициозные задачи. 12 ноября Минск сообщил о намерении за четыре месяца добыть 1,5 миллиарда долларов посредством приватизации.

Увеличивать доходы будут в том числе и за счет населения: правительство запланировало повышение налогов и ввод новых сборов. Среди них значится, к примеру, предложенная президентом пошлина на зарубежные покупки в размере 100 долларов "с носа".

Премьер-министр Беларуси Михаил Мясникович 12 ноября поручил Госкомимуществу разработать список предприятий, за счет которых можно получить 1,5 миллиарда долларов в четвертом квартале 2013 года и первом квартале 2014-го. Ведомство должно внести список на рассмотрение Совета министров через неделю. При самом благоприятном раскладе начать процесс активной приватизации удастся с декабря, то есть на выполнение поручения у Госкомимущества осталось всего четыре месяца.

Какими будут результаты очередной, на этот раз весьма срочной, приватизации, можно предположить уже сейчас. Эффективность работы белорусских чиновников в такой краткосрочной перспективе не изменится, отношение президента страны Александра Лукашенко к частному бизнесу — тоже. В этом же составе правительство проводило программу приватизации в 2012 году. Тогда планировали получить 2,5 миллиарда долларов, но план продажи имущества провалили.

Еще в феврале этого года глава Госкомимущества Георгий Кузнецов назвал основную причину неудачи. По его словам, результаты приватизации будут успешными только при наличии принципиального согласия правительства на продажу активов, в том числе высоколиквидных. Президент в целом не против продажи, но запрашивает немыслимую для инвесторов цену. Покупатели же при оценке активов учитывают политический риск, забыть о котором не позволяет недавняя национализация кондитерских фабрик "Коммунарка" и "Спартак".

Недавно Лукашенко анонсировал еще одну национализацию: президент поручил нарастить госдолю в заводе "Керамин" (производит строительные материалы). Он был приватизирован еще в 1994 году, собственниками стали руководители и работники предприятия. 12 ноября Лукашенко поручил увеличить госдолю до 80 процентов. "Сегодня у государства около 60 процентов акций ["Керамина"] — мало, кое-кто недорабатывает", — посетовал президент. Как будет происходить национализация — неясно, но Лукашенко намекнул, что собственники акций получат минимальную цену.

Манеры белорусских властей не только портят инвестклимат, что может сказаться на будущих доходах, но и наносят ущерб местному бюджету уже сейчас. Об этом наглядно свидетельствует история с разрывом партнерства "Уралкалия" и "Беларуськалия" и последующим арестом гендиректора российского предприятия. На протяжении нескольких лет компании торговали калием совместно, что позволяло поддерживать достаточно высокие цены на продукцию, но в конце 2012 года Лукашенко разрешил "Беларуськалию" торговать в обход совместного трейдера. В ответ "Уралкалий" отказался от сотрудничества, что привело к спаду акций отрасли, снижению прогнозов по ценам на калий и обвалу производства на "Беларуськалии" в два раза.

Что еще придумает Лукашенко ради пополнения казны

Основной акционер "Уралкалия" Сулейман Керимов на встрече с президентом Беларуси Александром Лукашенко. Кадр: телеканал "СТВ"

Спад выручки предприятия, входящего в тройку крупнейших налогоплательщиков Беларуси, серьезно скажется на состоянии местного бюджета. Тем временем расходы государства стремительно растут: в следующем году Минску понадобится 3,5 миллиарда долларов на выплаты по долгам. Для сравнения, до конца 2013 года на эти цели будет потрачено 2,5 миллиарда долларов.

У Минска есть несколько вариантов того, как привлечь средства. Можно попросить кредит у Международного валютного фонда, но представитель МВФ в стране Дэвид Хофман недавно заявил, что новая кредитная программа для республики сейчас не обсуждается. Можно, как обычно, обратиться за помощью к России: если Москва полностью отменит нефтяные пошлины, это даст белорусскому бюджету около четырех миллиардов долларов в год. Кроме того, рассматривается вариант выдачи нового кредита по линии ЕврАзЭС. Однако получение средств из двух последних источников остается под большим вопросом в свете конфликта вокруг "Уралкалия", а также отсутствия лишних денег у России.

Неопределенность руководства страны относительно того, откуда ему черпать финансовые ресурсы, хорошо просматривается в антикризисном плане правительства и Нацбанка, который был опубликован в середине октября. Документ изобилует чиновничьими штампами наподобие "разработать группу для подготовки предложения о внесении изменений" и почти не содержит внятных мер по реформированию экономики.

Конкретика прослеживается только по линии денежно-кредитной политики, и она не сулит гражданам ничего хорошего.


Налоги для процветающего народа

В антикризисном плане предусмотрена возможность десятикратного повышения налога на недвижимость, а также земельного налога по неэффективно используемому имуществу (как будет определяться эффективность, неясно). Будет поэтапно отменено субсидирование ЖКХ, что увеличит плату за коммунальные услуги; акцизы на топливо повысят на десять процентов, по другим группам товаров — на 20 процентов. В документе также прописаны жесткие меры по ограничению кредитования предприятий и населения; планируется повышение пенсионного возраста.

Лукашенко давно пытается "прижать" чересчур богатых, по его мнению, белорусов. Еще летом 2011 года, в разгар кризиса, он поручил повысить оплату коммунальных услуг и сделать медицину платной для строителей, выезжающих на заработки за рубеж (преимущественно в Россию). Кроме того, в этом году власти объявили об отмене минимальной трудовой пенсии для тех, кто отчислял взносы в Фонд социальной защиты населения менее десяти лет (ранее минимальная пенсия была гарантирована отработавшим как минимум пять лет). Наконец, в рамках членства в Таможенном союзе республика постепенно повышает цены до российского уровня.

В числе мер по повышению доходов бюджета оказались также и довольно необычные сборы. Например, в начале сентября Лукашенко поручил ввести выездную пошлину для белорусов, отправляющихся за рубеж за покупками. "Наши люди сегодня, которые нас все критикуют — бедная, нищая страна, — а до трех миллиардов долларов вывозят за границу в Евросоюз и ввозят барахло, которое мы тоже выпускаем", — сетовал президент. По его мнению, новый налог образумит соотечественников и заставит их покупать белорусскую продукцию. Впоследствии стало известно о планах правительства ввести налог на тунеядство — ставка сбора на незанятых граждан составит 280 долларов в год — и разовую пошлину за выдачу разрешения на допуск автомобиля к участию в дорожном движении.

Одновременно с разработкой нового экономического курса Лукашенко "перетряхивает" старые кадры. В начале сентября президент пригрозил уволить одного из "долгожителей" белорусской политики, вице-премьера Владимира Семашко, вместе с премьер-министром Михаилом Мясниковичем. Глава государства требует от подчиненных разгрузить склады и запустить рост промпроизводства. Недавно за невыполнение планов по модернизации "Борисовдрева" Лукашенко пригрозил увольнением главе собственной администрации Андрею Кобякову. Заместитель последнего Андрей Тур был снят с должности. Президент также уволил председателя Минского облисполкома Бориса Батуру и председателя концерна "Беллесбумпром" Александра Переславцева.

Карательные меры в отношении чиновников население ожидаемо приветствовало. Лукашенко и ранее не стеснялся критиковать подчиненных, но в последнее время на фоне ухудшения ситуации в стране его отношение к ним стало жестче. Тем не менее принудительная мотивация исчерпала свои ресурсы. Членам правительства и руководителям госпредприятий сложно изменить ситуацию в рамках созданной президентом экономической модели, а менять эту модель Лукашенко категорически отказывается.

Новости по теме

Новости других СМИ