Барахтания правительства Мясниковича

Александр Обухович специально для TUT.BY

В последние советские годы в каждом проекте государственного плана, который готовил Госплан БССР, в конце находился раздел: "Постановления партии и правительства, которые не будут выполнены".

И к каждому пункту раздела давались подробные комментарии о причинах невыполнения. Наше правительство заметно продвинулось в части формирования маниловских планов: теперь все чаще готовятся и принимаются постановления, которые заведомо не могут быть выполнены уже на момент принятия.


Задача без решения

Так получилось, что сведения о двух таких постановлениях я получил в один день. Сначала – поступил проект Государственной программы развития микроэлектроники, потом – решение премьер-министра довести задания по приватизации на 4 квартал нынешнего года в объеме 1,5 млрд долларов с назначением персонально ответственных.

Конечно, проще понять второй пункт: очевидно стремление Совмина разделить ответственность за невыполнение задания по приватизации на этот год хоть с кем-нибудь. То, что выручка от приватизации в 1 полугодии составила 0, в третьем квартале (цифр пока не видел), видимо, сильно от нуля не отличается, делает задание заведомо невыполнимым. Тем более, что, после "Коммунарки" и "Сукна", на днях и на "Керамине" принято решение о конфискационной национализации. То-то реклама для потенциальных инвесторов! Не говоря уже о том, что у нас любое решение о приватизации – мероприятие очень длительное, требующее многочисленных согласований. В таких условиях принятие задания на 4 квартал по приватизации, да еще и с назначением персонально ответственных за его неизбежный провал – не более, чем административная блажь.

Правда, уже привычна политика нашего правительства, принимающего заведомо невыполнимые постановления (что стоит только задание на рост ВВП в 8,5% в этом году, когда реальный рост не достигает и 1,5%!) и потом спихивающего ответственность за невыполнение на нижестоящих. Хотя в народе очень хорошо известно, что именно мешает плохому танцору.

Да и вообще, нынешнее правительство было сформировано накануне обвала 2011 года, когда его неизбежность была для власть имущих уже очевидна. Уже почти три года правительство барахтается в условиях почти перманентного кризиса. И до сих пор – ни грамотного анализа причин кризиса, ни программы выхода из него, ни анализа его уроков. Правильных, неправильных – другой вопрос, можно было бы спорить. Но нет никаких. Так что "задание на приватизацию" - скорее иллюстрация невысоких морально-волевых качеств руководителей правительства, чем антикризисная мера.


Взять "Интеграл"

Значительно более серьезным документом является проект Государственной программы развития микроэлектроники. Хотя бы потому, что в ее разработке принял участие значительно более широкий круг специалистов, и, в той или иной мере, она отражает их взгляды на ситуацию и направления дальнейшего развития страны. Причем наиболее продвинутых специалистов, поскольку микроэлектроника, вследствие быстрых темпов своего развития в мире, дает больше информации для размышления, чем любая другая отрасль.

Большинство экспертов от этого проекта программы просто отмахнулись: мол, какая еще программа с обширными госинвестициями, когда не известно, удастся ли убежать от девальвации и нет денег на самые насущные государственные нужды. По их мнению, эта программа изначально обречена на "грызущую критику мышей".

Схожую позицию, которую озвучил В.Семашко, заняло и правительство: поскольку реинкарнация "Интеграла" требует миллиардных вложений, возможности для выделения которых в ближайшие годы не будет, нужно предприятие продавать. И уже идут переговоры с россиянами.

Однако факт появления проекта именно такой государственной программы ставит некоторые вопросы в принципиально иной плоскости.

Здесь два аспекта. Во-первых, в проекте госпрограммы дана хоть и очень осторожная, но объективная оценка состояния отрасли. Состояния очень грустного.

Во-вторых, вновь возникает вопрос: что за государство мы строим? Чем страна на жизнь зарабатывать будет? Страна колхозников и пенсионеров даже те долги, что наша власть сегодня делает, вернуть не сможет. Пенсий платить на достойном уровне не получится.

Конечно приятно, что Беларусь входит в число тех 10 государств в мире, где вообще есть производство микроэлектроники. Но сегодня точнее будет сказать, что у нас есть остатки производства микроэлектроники.

И не только у нас. Наш НПО "Интеграл" как был, так и остается крупнейшим предприятием в своей отрасли в СНГ. Проблема в другом – среди кого крупнейшим?

Объем российского рынка электронных компонентов (внутренним белорусским и казахским рынками, за малостью, можно пренебречь) – около 2,5 млрд долларов. Доля российских, белорусских, казахских производителей, всех в сумме, – около 10%. В основном – пассивных элементов и микросхем низкой степени интеграции. Некогда крупнейший производитель микросхем Европы (производил больше, чем Франция!), "Интеграл" поставляет около 3,5%. Правда, следующие за ним три крупнейших российских производителя поставляют вместе лишь чуть больше, чем один "Интеграл".


"Хватит и мыши…"

В позднесоветские времена отставание НПО "Интеграл" от Motorola составляло от 5 до 7 лет. По меркам отрасли – много, но не смертельно. Сегодня даже до китайских производителей – пропасть, и на мировом рынке "Интеграл" представляет собой производителя местного значения.

Но и это значение достаточно велико. Поскольку основную долю поставок продукции "Интеграла" в Россию составляют радиационно-стойкие изделия и изделия военного назначения. А в лицензионных соглашениях на поставку оборудования для российских предприятий электронной промышленности прописан запрет на его использования в таких целях. И западные поставщики имеют техническую возможность проконтролировать исполнение этого запрета. А своего производства оборудования для электронной промышленности в России уже нет.

Это – реальная ниша. Есть и еще несколько небольших. Но амбиции заставляют руководство "Интеграла" пытаться воссоздать роль "Интеграла" как производителя максимально широкого спектра продукции, максимально наращивать объемы. Несмотря на то, что ни технический уровень производства, ни уровень капитализации, ни общая ситуация на рынках никак этим амбициям не соответствуют.

Несколько лет назад прежнее руководство НПО выклянчило у президента средства на закупку чуть более современного комплекта оборудования. Что даже не сократило отставание: конкуренты переоснащаются еще быстрее. Соответственно, и эффект от таких "инвестиций" оказался незначительным. И вот теперь – новый проект Государственной программы. По сути – проект развития "Интеграла". Смысл его образно передает побасенка Джебрана.

Лис проснулся на рассвете, посмотрел на свою тень, и сказал: "Позавтракаю сегодня верблюдом!". Все утро искал верблюда. Не нашел. В полдень посмотрел на свою тень и сказал: "Пожалуй, хватит и мыши!".


Уже и речи не идет о достижении "передовых рубежей". При том, что современный модуль для производства микросхем стоит 1-1,5 млрд долларов. Да и не факт, что "Интегралу", ввиду его связей с российским ВПК, его продадут. С модернизацией сопутствующих производств, программа модернизации НПО "Интеграл" не может стоить меньше 2-2,5 млрд. долларов. А нынешний проект программы запрашивает всего 284 млн. долларов. Эта программа, по сути, - набор минимальных мер для выживания в ближайшей перспективе отрасли в Беларуси, поскольку включает и некоторое финансирование НИОКРов, и размещение заказов на оборудование на НПО "Планар". Решение о модернизации отрасли и нахождении источников для ее финансирования все равно придется искать позже.

А искать придется. Есть задел, которым грешно пренебрегать. Так, "Белмикросистемы" как разработчик способен разрабатывать вполне конкурентоспособные схемы. Правда, для производства на чужих, современных кремниевых фабриках. В лабораториях АН РБ есть очень перспективные для микроэлектроники разработки. Сделаны, правда, по заказам западных фирм и университетов. Десятки небольших приборостроительных фирм у нас работают вполне успешно, но они и НПО "Интеграл" существуют, как в параллельных мирах. При членении "Интеграла" на дизайн-центр, кремниевую фабрику и сборочные производства, часть сборочных производств можно продать и россиянам. Пусть собирают свои "игрушки" без вреда для основного производства. Губить все это очень жалко.

Ситуацию усугубляет отсутствие каких-либо признаков того, что существует управление экономикой НПО. Поскольку, например, запрашиваемые мелкие расходы типа 10-20 млн. долларов должны были быть сделаны за счет амортизации. Нормы которой в электронной промышленности достаточно велики. Да и деградация ранее лучшего в республике инструментального производства и ликвидация машиностроительного комплекса, потенциально вполне рентабельных, демонстрирует низкий уровень управления. Похоже, что НПО "Интеграл" давно и хронически убыточен. И убытки достаточно велики. А отчетность только пытается скрыть этот факт.


Атаки были, есть и будут

Как и все, чем не умеют управлять (точнее, где не удается стричь), правительство уже приняло принципиальное решение НПО "Интеграл" продать. Россиянам. Напрочь игнорируя тот факт, что в сегодняшней России – культ экономической целесообразности. Реальная их потребность – 10% мощностей "Интеграла", связанные с производством продукции для ВПК, космоса и атома. А для остального – у них и в Зеленограде стоят новенькие недозагруженные мощности. Такая продажа "Интеграл" добьет. Еще скорее, чем продажа МАЗа КАМАЗу.

Пример НПО "Интеграл" показателен для всей нашей промышленности. Власть никак не может понять, что в стране нет предприятий, абсолютно устойчивых к внешней конкуренции. КАМАЗ утверждает, что может выкинуть МАЗ с российского рынка за считанные недели. "Гомсельмаш" находится под давлением "Ростсельмаша". Строящиеся в России шинные производства известных марок ставят под удар "Белшину". История с "Белкалием" - на виду. Атака на МТЗ и БЕЛАЗ пока готовится, но что она последует – несомненно. В таких условиях недокапитализация предприятий, их необоснованные инвестиции, абсурдное управление может привести к потере предприятий и без приватизации. С нынешним нашим уровнем управления, и в правительстве, и на предприятиях, в условиях насыщения рынков и усиления конкуренции опасность такого развития событий очень велика. А мы даже не знаем, какой капитал должен быть у МТЗ, у "Интеграла", у других системообразующих предприятий, чтобы они, по крайней мере, были устойчивы.

А без крупных предприятий не может быть науки, деградирует высшее образование. Современные техпроцессы разрабатывать и осваивать тоже масштабы нужны. Мелочь не сможет удерживать и контролировать стабильные сегменты рынков. Вопли про "эффективных собственников" в наших условиях беспредметны: иностранных инвесторов нет, наши – либо в торговле, либо – "родом из торговли". Их собственные капиталы ничтожны. Как и опыт в современном производстве. Для крупных компаний они – просто корм. Реальных частных производителей немного, их бизнес развивается по внутренним законам и в подталкивании не нуждается. И не готовы они пока взять на себя затраты на содержание государства.

Напомню. В одном из рейтингов Беларуси по качеству государственного управления отвели 123 место из 149 возможных. Пример НПО "Интеграл" показывает – справедливо. Нынешнее правительство ничем не управляет и управлять не сможет. Не умеет. Сегодня это – прямая угроза экономической безопасности страны.

Новости по теме

Новости других СМИ